Со времени моего детства мир сильно изменился. Изменилась жизнь, изменились люди, изменилась природа, изменилась техника. Не изменилась лишь тяга человечества к новому, непознанному. И хотя каналов информации стало намного больше, одним из самых доступных по-прежнему является печатный текст. Не хочется тратить время на перечисление всего того, что отвлекает человека от чтения. Хочется только заменить, что любовь к самому процессу закладывается в раннем возрасте.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни, в далеком детстве, гонялся за старшими родственниками с просьбой почитать. Кого не доставали из-за шкафа, дивана, из-под стола с книгой, чтобы привлечь к более насущному на данный момент делу? У кого не отбирали фонарик, калькулятор, а теперь и сотовый телефон, которым вы под одеялом подсвечивали себе вожделенные страницы? В чьих школьных сочинениях «Как я провел лето» не просматривались образы Джима Хокинса, д’Артаньяна, Фродо Бэгенса, наконец? Разве только у телевизионных маньяков?
И все чаще слышим мы теперь от знакомых и незнакомых людей, что детей не заставишь прочитать и страницу. Я имею в виду детей, умеющих читать. И уже преподаватели литературы во многих школах не обращают внимания, что ответы детей, как две капли воды, похожи на текст учебника, а сочинения списаны с рецензий к произведениям, которые они «проходят». Учителя, наверняка, радуются, что было прочтено хотя бы это.
А проблема, на самом деле, в нас, в родителях, которые вовремя не научили ребенка любить печатное слово. Но мы никогда не сдаемся, ведь так? Все в наших руках. Так давайте наверстывать упущенное.
Отчетливо помню, что в детстве мне обязательно читали книжки перед сном. И днем, разумеется, но вечером это было обязательным ритуалом. И никто не нарушал эту традицию. Ни бабушка с дедушкой, ни мама, ни папа. Это было естественно и безусловно.
Когда меня научили читать, а было это до школы, все всегда очень внимательно слушали прочитанное мною, даже если это были «Гуси – лебеди», где «мама и папа ухали», а не «уехали».
Позже мама вообще стала применять запрещенный прием: читала мне что-то очень занимательное, а на самом интересном месте вдруг у нее либо находилось очень важное занятие, либо садился голос… И куда было деваться бедному ребенку? Именно благодаря моим родителям я еще в средних классах прочла «Золотой теленок», «Двенадцать стульев», «Похождения бравого солдата Швейка». Вот так, по очереди с мамой и папой, а потом самостоятельно. Разумеется, до меня не все доходило. Тогда весьма кстати были объяснения родителей. Всегда было очень интересно, и позже многие книги захотелось перечитать. Несмотря на то, что иногда чтение отнимало время подготовки к урокам, мое школьное образование совсем не пострадало, а как раз наоборот.
Пришло время, и «запрещенный прием» пустила в ход уже я, в отношении моей старшей дочери. Помогло замечательно. А теперь я отрабатываю его на младшей. А старшая бросает телевизор и компьютер, когда мы вслух по очереди читаем книжки про Гарри Поттера, которые она давным-давно прочла сама.
Дорогие родители – мамы и папы, дедушки и бабушки, дяди и тети! Читайте детям книжки вслух, не жалейте на это времени и сил. Весьма вероятно, что это очень поможет вам самим и избавит от необходимости убеждать и заставлять ребенка учиться, нанимать репетиторов. Это занятие делает ребенка любознательным, отвлекает от компьютера и телевизора, на хороших литературных примерах учит чадо жизни. Именно из начитанных детей вырастают умники и умницы. Совместное чтение и сопереживание сближает вас с вашими ребятишками. Они будут помнить эти моменты всю жизнь и полюбят читать.
Автор: