Каждый человек хотя бы однажды в жизни сталкивался с нечестным продавцом или некачественно оказанной услугой. И не всегда хватает знаний или опыта, чтобы выйти из сложной ситуации без потерь для себя. А порой случается и так, что потребитель даже не понял, что стал жертвой афериста.
Наша жизнь неразрывно связана с потреблением в той или иной форме. Только вот качество потребляемых товаров и услуг может быть разным. О том, что делать, если вы подозреваете обман или все-таки попались на лживые уловки продавцов или производителей, разберём в этой статье.
Куда обратиться за помощью в защите своих прав
На сегодняшний день в Российской Федерации действует целая развитая сеть, состоящая из различных структур, призванных защитить права потребителей. Существующая система регулирует отношения между субъектами предпринимательской деятельности и лицами-получателями товаров или услуг. Это Роспотребнадзор, независимые экспертные организации, общественные объединения, частные юристы и юридические компании. Каждое из этих ведомств оказывает населению консультационные услуги и помогает разобраться в спорной или конфликтной ситуации. К ним можно обратиться по месту жительства или запросить онлайн-консультацию. А для максимально благополучного исхода дела каждому потребителю стоит изучить «Закон о защите прав потребителей». Это знание позволит решить вопрос в рамках законодательства без лишних потерь и затрат.
Кстати, Роспотребнадзор и его отделы по правам потребителей работают практически в каждом городе России. Представители данного ведомства уполномочены решать следующие задачи:
- Обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие жителей страны;
- Консультировать граждан по вопросам, касающимся потребительского законодательства;
- Мониторить и контролировать соблюдение прав потребителей в населённом пункте;
- Выявлять некачественной, опасной для здоровья и жизни человека продукции, осуществлять запрет на выпуск и реализацию таких товаров.
Какие законы регламентируют деятельность в сфере продажи товаров и оказания услуг
Как мы уже упомянули, знание положений «Закона о защите прав потребителей» значительно упростит взаимодействие между покупателем и продавцом. Наряду с ним в России существуют следующие нормативные акты:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть его касается порядка заключения и исполнения договоров купли-продажи в розничной торговле, платного оказания услуг и исполнения работ по заказу;
- Правила оказания услуг;
- Правила продажи и перечни товаров.
Что делать, если вы попались на уловку недобросовестному продавцу
Первый шаг, который должен сделать покупатель при подозрении на обман, это обратиться непосредственно к продавцу с соответствующей претензией. На сегодняшний день в России действует претензионный порядок, введённый для защиты хозяйствующих субъектов. Если совершено реальное нарушение прав покупателя, то пострадавшая сторона должна об этом уведомить.
В случае, если претензия подана, а предприниматель не идёт на досудебное урегулирование проблемы и добровольно не отвечает на претензию, следующий шаг потребителя – обращение в территориальный отдел Роспотребнадзора. И если права действительно нарушены, то сотрудники ведомства проведут внеплановую проверку. При отсутствии со стороны продавца намерений мирно решить вопрос, представители этой структуры получают основания для активных действий в деле восстановления ущемлённых прав.
Важно помнить, что здесь не идёт речь о вреде здоровью и жизни человека, а также нарушениях технологических правил производства или любых санитарных норм. Такие вопросы призваны решать санитарные ведомства.
Ещё один значительный помощник в деле восстановления законных прав получателей услуг или покупателей – соответствующие общественные организации. Их члены помогут в случае необходимости проведения потребительских экспертиз, проведут профилактические проверки, направленные на предотвращение нарушений прав покупателей. Юристы, работающие в таких организациях, помогут юридически верно составить необходимые документы, представят дело при судебном разбирательстве или же в досудебном порядке. Причём, квалифицированную помощь можно получить даже на безвозмездной основе. Более того, в случае платного оказания услуг, покрыть расходы на специалистов поможет выигранное дело в суде. Ведь оно предполагает компенсацию ущерба и издержек.
Система защиты прав потребителей в регионах РФ реализует полный комплекс мер, ориентированных на защиту прав граждан. Она мотивирует производителей и продавцов совершенствоваться и устанавливать с потребителями честные и открытые взаимоотношения.
Алекс Ш. (GL)