Мелодрама – один из самых популярных жанров в современном кинематографе: когда кипят страсти, герои признаются друг другу в любви и ненависти, и заканчивается все финалом, трагическим или позитивным, но непременно вызывающим слезу у неподготовленного зрителя. Задача автора – погрузить того в мир эмоций и провести его по всем спектрам, от печали до радости и обратно.
Вообще до ставшей популярной типичной, нареченной иронично «мылом» кинематографической мелодрамы, развитие жанра происходило в театрах и операх. Чем отличается мелодрама от драмы? В прямом и переносном смысле – приставкой «мело». Если обычная драма может быть в какой угодно форме, то мелодрама всегда была наполнена мелодиями, песнями, другим музыкальным сопровождением, добавляющим эмоциональности. Фактически мелодрама – одно из направлений драмы, отличающееся в числе прочего бОльшим шансом на положительный финал. Также в этом жанре акцент делается на простых, характерных, узнаваемых героях: типичный негодяй, невинная девушка, хитроумный жулик и т.д.
В сегодняшней трактовке мелодия перестала быть основным несущим элементом в кино, но в спектаклях про любовь она сохранилась. Под современной мелодрамой подразумевается повествование, чаще всего на историческую или любовную тему, насыщенную чувствами, драматическими ситуациями, в которое попадают герои, приключениями и яркой развязкой.
Какие бывают мелодрамы?
Строгой классификации мелодрам нет, т.к. это цельный жанр, но мы можем узнать, какие виды мелодрам существуют по жанрам:
- исторические;
- любовные;
- комедийные;
- бытовые;
- производственные (поджанр, особо ярко проявившийся в советском кинематографе, напр. фильм «Его отпуск», в котором на фоне проблемы выпуска некачественных деталей герои попадают в сложное хитросплетение отношений между бывшими, настоящими и будущими партнерами, появился скорее как необходимость сохранить традиции кино, понятного и близкого широкому зрителю, но удовлетворительному с точки зрения идеологически важных проблем);
- семейные.
Как несложно догадаться, поджанр мелодрамы, современной или исторической, определяется местом и временем действия.
Также следует отметить географические нюансы реализации мелодраматических сюжетов: например, в США предпочитают делать акцент на более яркие неординарные романтические ходы, по классическим схемам, в России немало внимания уделяется душевным переживанием, а европейские мелодрамы представляют собой нечто среднее.
Мелодрама – описание жанра
В поисковые системы часто отправляются запросы типа «мелодрама чтоб рыдать». И это действительно одна из главных задач режиссера, заставить зрителя с первых сцен проникнуться сочувствием к героям, которые обязательно полюбят друг друга, но перед этим их ждут препятствия, разлуки, соперники и т.д. От драмы мелодрама отличается, как уже говорилось, бОльшим шансом на свадебный марш в финале и поцелуй, хотя события на грани трагедии непременно будут в ней присутствовать.
Первоначально мелодрама была почти идентична музыкальной опере, но затем стала выделяться как самостоятельный жанр, доля важности музыки в произведении уменьшалась, а сентиментального сюжета — нарастала. Основной период трансформации пришелся на середину XVIII века, и к XIX веку на подмостках появились спектакли в том формате, который более-менее известен нам теперь.
События мелодрамы обычно начинаются со знакомства с героями (и знакомства героев между собой). Когда зарождается чувство, являющееся непременным атрибутом любого произведения данного жанра, начинают появляться препятствия, которые в идеале должны казаться абсолютно непреодолимыми, но в итоге каким-то образом разрешаются. Главной движущей силой в сюжете является не столько «бог из машины», сколько чувства героев, стремящихся друг к другу. Еще одна характерная для мелодрамы черта – активное использование комических приемов, которые в драме встречаются лишь как оттенок для общего печального настроения, а в мелодраме являются полноправными участниками сюжета.
Почему мелодрама отпочковалась от драмы как отдельный жанр?
Развитие мелодрамы как самостоятельного направления началось со спектакля «Пигмалион» с музыкой О.Куанье. История ожившей статуи, подарившей любовь своему создателю, пришлась по вкусу в первую очередь женской аудитории, и после этого авторы начали выпускать мелодрамы разного качества десятками.
Хотя как таковая мелодрама с момента своего появления не уходила сначала с подмостков, а потом и с телеэкранов, особый спрос на них возрастал в послевоенные периоды, когда люди, пережив тяжелые времена, хотели сосредоточиться на простых, близких каждому ценностях, на ситуациях, когда самой большой проблемой в жизни героев становится появление подозрительно красивого брюнета, претендующего на руку героини (исключительно в злодейских целях).
В телевидении «Золотой век» современной мелодрамы приходится на пик популярности латинских сериалов, когда широкой публике стали доступны долгоиграющие приключения прекрасных рабынь и дам из высшего общества, перемежающиеся комами, попытками убийства, изменами и воссоединениями. Трудно представить себе современный телеканал, на котором сегодня не демонстрировалась бы парочка-другая сериалов из категории «мыльной опере», еще одного типа мелодрамы. Можно много дискутировать о качестве и пользе этих сериалов, но если они вызывают в людях неподдельные чувства сопереживания, значит, демонстрируются они уже не напрасно.
Хотя некоторые относятся к данному жанру скептически, считая его излишне сентиментальным и примитивным, некоторые из произведений этого жанра являются подлинными жемчужинами искусства. В театральном мире это спектакли «Ночь нежна» по Фицджеральду, «Влюбленный Шекспир», «Алые паруса» и ряд других, позволяющие влюбиться в жанр, разделить чувства героев и, как говориться, «омыть душу» слезами переживаний и счастья.
Анна С. (ГЛ)