Сейчас невероятно популярно ранее развитие. Мамы хвастаются в соцсетях и на площадках достижениями своих малышей – моему еще нет четырех, а он уже читает, а мой в три легко считает примеры и т.п. Другие же мамы напротив говорят – зачем лишать детства, раньше этого всего не было, пусть играет с палкой и в луже прыгает, от этого пользы больше. Кому верить и что делать, если нет времени и желания на сенсорные коробки, обучение счету на пластмассовых пингвинах и совместную выпечку тортов? Попробуем разобраться.
Что такое ранее развитие ребенка?
По сути, это просто развитие ребенка до 3-х лет. Сейчас под этим словосочетанием понимают и обучение чтению по карточкам, и игру на скрипке в три года, и воспитание юных гениев. Обилие развивающих игрушек, разные методики, центры для детей — все это оказывает большое давление на молодых родителей и способствует еще большему распространению идей о важности раннего развития. Кроме того, мир меняется с огромной скоростью. Наши дети будут жить в мире, который нам неизвестен. Это вызывает у родителей страх за их будущее и желание заложить в них как можно больше «успешности» с самого раннего детства. Что же на самом деле важно? Важно выбрать то, что по душе именно вам, что лучше вписывается в ценности и образ жизни вашей семьи, а не гнаться за модой.
Какие существуют методики раннего развития?
Во-первых, это развитие по Монтессори. Ее метод основан на самостоятельной активности ребенка, на обучении его бытовым навыкам, на создании доступной и понятной ребенку развивающей среды. Минусы в том, что ребенок большую часть времени предоставлен сам себе, но при этом у него мало свободной игры, которая так важна в дошкольном детстве. Чтение, сказки, разыгрывание сценок в этой методике считаются лишними и ненужными.
Еще один метод развития был предложен Доманом. Здесь основную роль играет обучение счету, чтению, названию разных животных и растений по карточкам. Минус методики состоит в том, что развивается не мышление, а скорее внимание и память и совсем нет развития моторики и сенсорного восприятия.
Лупан несколько доработала методику Домана. Она предлагала больше времени уделять развитию органов чувств малыша, стимулировать у него интерес к познанию мира и подходить к каждому ребенку индивидуально. Однако следует понимать, что Сесилия Лупан не была ни педагогом, ни психологом и ее методика раннего развития потребует от мамы довольно много сил и внимания.
Следующая популярная методика – методика Никитиных. Никитины посвящали много времени физическому развитию детей и их здоровью, а также развитию самостоятельности и логического мышления. Для многих их методика оказывается слишком кардинальной и непривычной. Не все готовы к такой организации быта. Придется в первую очередь менять себя и свои привычки, чтобы ребенок воспринимал такое развитие органично и естественно. Есть и другие методики и их немало. Выбирайте ту, что вам по душе, или берите отовсюду понемножку. Помните – только вы знаете, что хорошо для вашего малыша!
Сензитивные периоды развития и индивидуальность ребенка
Для начала почитайте про сензитивные периоды развития, т.е. такие периоды, когда то или иное умение развиваются легче и продуктивнее. Зачем тратить месяцы ежедневных тренировок, уча трехлетку флагам всех стран, если в 6-7 он сам, если захочет, выучит их за несколько дней? Для трехлетки гораздо важнее развивать моторику, речь, общение и восприятие.
Во-вторых, не забывайте, что ваш ребенок личность! Каждый ребенок уникален. Не пытайтесь вписать его в чьи-то схемы. Следите за его интересами! Нравится ему печь блины с вами? Отлично! Пеките блины, а параллельно считайте сколько их получилось, изучайте продукты и посуду, учите его сыпать сахар пальчиками и рисовать на муке. А может быть ему нравятся машины? Прекрасно! Катайте машинки по придуманным трассам, рисуйте колесики на бумаге, стройте из конструктора гаражи, сочиняйте сказку про бульдозер. Включите фантазию! Пусть ребенок заряжается вашим интересом и активностью.
Так, нужно ранее развитие или нет?
Безусловно, да! Если мы понимаем под ним вовлеченность в жизнь ребенка, разностороннее его знакомство с миром, стимулирование самой разной активности (рисование, лепка. лазание, музыка, копание в песке, расстёгивание пуговиц, игры с водой, конструирование, чтение, разыгрывание домашних спектаклей – все что вам самим важно и интересно!), создание вокруг ребенка развивающей среды и учёт его желаний и возможностей. Помните лучше всего будет развиваться то, что интересно ребенку и нравится вам. Он вырастет счастливым, уверенным в себе и успешным, если будет чувствовать вашу любовь, принятие и поддержку.- Рекомендации -
Пожалуйста, поделитесь в комментариях своим опытом ранним развития ребенка, плюсы и минусы.
Анастасия Шокерева, ГИПОРТ