Крепеж представляет собой элементы, позволяющие соединять различные детали механизмов и конструкций. В том числе, в эту категорию изделий входят болты, шурупы, винты, гайки, шайбы, дюбели, саморезы, заклепки и прочие подобные детали.
Болты
Болты занимают особое место в списке крепежных изделий, пользуясь огромной популярностью благодаря особенностям своей конструкции. По сути, они представляют собой метизы, то есть металлические изделия, в основе которых лежит металлический стержень, имеющий наружную резьбу.
Чаще всего болты имеют шестигранную головку, приспособленную под гаечный ключ. С помощью резьбового отверстия, типа гайки, болты образуют соединения, используемые в различных конструкциях. Когда-то резьбовых соединений не существовало, и название «болт» использовали для обозначения изделий, имевших вытянутую цилиндрическую форму, вроде арбалетного болта.
Болты делят на категории в зависимости от их: назначения, материала, формы, покрытия, класса прочности. Что касается последнего параметра, он характеризирует болты с точки зрения их прочности при комнатных температурах, и делит этот вид метизов на 11 классов. Особой популярностью пользуются высокопрочные болты.
Высокопрочный класс болтов
Болты высокопрочные изготовлены из легированных или углеродистых нелегированных видов стали, в соответствии с ГОСТ 1759.4-87. Наиболее качественные, стойкие к разрушениям болты относятся к классам 10.9 и 12.9. Однако болты класса 6.8, 8.8 и 9.8 в России также принято относить к высокопрочным.
Болты высокопрочные используются в мостостроении, для соединения ж/д креплений, соединений кранов, деталей с/х машин и пр. Для того, чтобы определить характеристики болтов с точки зрения их прочности, необходимо оценить технологии их изготовления и выбор марки стали.
Что касается изготовления, технология основана на соединении методов горячей или холодной высадки, а также накатки резьбы с помощью автоматов. Заканчивается процесс изготовления термообработкой и нанесением покрытия.
Болты высокопрочные изготавливаются из проволоки, выполненной из легированных или низкоуглеродистых видов стали. Что касается механических свойств высокопрочных болтов, они зависят от того, какая сталь была использована для их изготовления. Также на качество болтов влияет последующая термическая обработка в электропечах, имеющих защитную среду, которая не позволит изделиям подвергаться обезуглероживанию.
Давайте теперь детальнее рассмотрим некоторые виды болтов.
Анкерные болты
Анкерный болт представляет собой разновидность крепежного изделия, одна часть которого закрепляется в определенном несущем основании, а вторая удерживает некую конструкцию.
Существует три рабочих принципа, позволяющие анкерному болту держаться в основании, не выпадая:
- Упор – когда воспринимаемую болтом нагрузку компенсируют внутренние силы борьбы материала с изломом.
- Трение – когда нагрузки на анкерный болт воздействуют также на основание. Это происходит из-за трения материала основания и анкера.
- Склеивание/замоноличивание – когда внутренние касательные напряжения в районе соприкосновения материала монолита с телом анкера компенсируют нагрузку на болт.
Анкерный болт выпускают в двух категориях:
- болты молли
- фундаментные болты.
Фундаментные болты
Болты фундаментные представляют собой прут, имеющий на одном конце резьбовую часть, а также специальное приспособление, которое удерживает внутри фундамента болт. Болты фундаментные чаще всего используют в качестве крепления оборудования и строительных конструкций, используя принцип анкерного болта.
Стоит также отметить, что фундаментные болты используются в строительстве. При этом они применяются при возведении любых объектов, от типовой многоэтажки до атомной электростанции.
Однако важно помнить, что крепление болтов фундаментных будет по-настоящему надежным лишь при условии наличия действительно прочного неэластичного и не хрупкого основания.
На сегодняшний день болты являются чрезвычайно популярным видом крепежных изделий, используемых по всему миру. А богатство их разновидностей позволяет применять болты в различных сферах человеческой деятельности.
Журналист портала ГИПОРТ Анастасия Сибирская