Пятница, 22 августа, 2025
17.5 C
Москва

Трансмиссионные масла: классификация и выбор

Трансмиссионными называют масла, специально предназначенные для механических коробок передач и ведущих мостов. Их общая особенность — способность создавать прочную смазывающую пленку, выдерживающую большие нагрузки в контакте деталей.

Название не означает, что любой агрегат, относящийся к автомобильной трансмиссии, смазывается именно трансмиссионным маслом. У большинства переднеприводных легковых машин в коробку передач, совмещенную с главной передачей, изготовители предписывают заливать моторное масло. Шестерни в таких агрегатах только цилиндрические, поэтому опасность задиров невелика. Для автоматических коробок не годится ни трансмиссионное, ни моторное. Эти устройства специфичны, для их работы требуется маловязкая жидкость, которую в международной практике принято называть ATF (Automatic Transmission Fluid). Что же касается обычных легковых и грузовых автомобилей с классической компоновкой, а также полноприводных и некоторых переднеприводных, то в их агрегатах используются исключительно трансмиссионные масла.

В нашей стране характеристики и обозначения этих смазочных материалов прежде диктовались соответствующими советскими стандартами (ГОСТами), но теперь, в условиях широкого проникновения импортных продуктов, преобладающей стала международная классификация. А потому есть смысл рассмотреть хотя бы вкратце основные ее положения.

Вязкость

Сегодня повсюду в мире пользуются классификацией вязкости SAE J306, разработанной в США.

- Рекомендации -

Классы вязкости, у которых числовой показатель сопровождается буквой «W» (winter — зима) , относятся к сезонным маслам, применяемым в холодное время года. Без него — к сезонным для теплого летнего времени.
В эксплуатационной практике сезонные трансмиссионные масла неудобны, да и экономически невыгодны. Срок службы масел в коробках и мостах достаточно дорог, а сезонная замена вынуждается избавляться от продукта, который далеко не выработал свой ресурс. Поэтому и преимущественное распространение получили так называемые загущенные (в обиходе — всесезонные) масла.

Такой продукт сочетает в себе свойства двух сортов масла — летнего и зимнего, маркировки которых присутствуют в его индексе. Сам же индекс складывается из этих двух обозначений, написанных через дефис (75W-90, 85W0140 и т.п.).

Эксплуатационные свойства

Разработанная американским институтом API классификация содержит комплексную оценку трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам. Сегодня она принята повсеместно. Пять категорий, предусмотренных системой, показывают применяемость и качественный уровень продуктов, помечаемых соответствующим индексом. Классификация ныне действующего отечественного ГОСТа практически заключается только в буквах, стоящих в начале индекса.
Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел
Категория по API Тип Применение Соответствие ГОСТ
GL-1 Минеральное масло без присадок ТМ1
GL-2 Содержит жирные продуты Червячные передачи, индустриальное оборудование ТМ2
GL-3 Содержит противозадирные присадки Ручные КПП, спирально-конические передачи (КПП и задние мосты грузовых автомобилей) ТМ3
GL-4 Содержит противозадирные, противоизносные и другие присадки Ручные КПП, спирально-конические передачи ТМ4
GL-5 Содержит противозадирные, противоизносные и другие присадки Гипоидные и другие типы передач (КПП и ведущие мосты легковых автомобилей) ТМ5

Выбор масла

= Рекомендации =

Чем в каждом конкретном случае обусловлен выбор того или иного сорта трансмиссионного масла? Прежде всего, разумеется, указаниями заводской инструкции по эксплуатации автомобиля. Использование жидкости более низкой категории по градации API недопустимо, поскольку ведет к выходу агрегата из строя, а более высокой — нецелесообразно в первую очередь по экономическим соображениям (товар следующей группы имеет существенно повышенную цену).

Если же специальных указаний нет, то принцип выбора заключается в следующем. Работу тех агрегатов грузовых автомобилей, в которых не гипоидных зацеплений, достаточно надежно обспечивают масла с уровнем эксплуатационных свойств GL 3, хотя бывают и исключения. Так, популярному легкому грузовику «ГАЗель» требуется масло класса GL 5 не только в задний мост, но и в коробку передач.

Что касается редукторов с гипоидным зацеплением шестерен, то для них во всех случях пригодно только масло класса GL 5. Это в равной мере относится и к грузовым, и к легковым автомобилям. Смазка более низкой группы не может предохранить зубья гипоидной пары от задиров.

Потребность легковых автомобилей в общем случае такова: масло класса GL 5 — для ведущих мостов, класса GL 4 — для механических коробок передач. При этом следует иметь в виду, что отечественная промышленность масел GL 4 не выпускает, а импортные продукты этого уровня стоят дороже, чем наши GL 5.
Но выбор по уровню эксплуатационных свойств — это еще не все. Надо определяться также и с вязкостью приобретаемого смазочного материала. Здесь применимы следующие рассуждения. Масла, вязкость которых при 100 С не ниже 24 кв.мм/с, т.е. класса «140» по SAE (а уж тем более «250»), предпочтительны лишь для жаркого южного климата. В зоне умеренных температур лучше ориентироваться на класс «90». А коль скоро, как упоминалось выше, рациональнее использовать «всесезонное» масло, то речь может идти о сортах с индексами 75W-90, 80W-90 и 85W-90. Последнее не очень подходит для сколько-нибудь суровой зимы. Масло класса 80W-90 по SAE достаточно универсально, a 75W-90 позволяет не испытывать трудностей даже в пору самых крепких морозов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
< Рекомендации >
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Статьи по теме

Топ-3 бизнес-идей по продаже напитков

Если у вас появилась идея открыть кафе или бар,...

Бизнес-идеи: Изготовление отделочных материалов с вложениями до 500 тыс. руб.

Технологии в сфере отделочных материалов не стоят на месте....

17 ценных советов от Карлоса Кастанеды

Мало что может сравниться с глубиной и эффективностью способов...

Плетение Родового Древа РОДОРАД

♥ 7 поколений за твоей спиной ♥ -  Пока живы потомки...

Как зарабатывать максимальные скидки при помощи друзей в Вконтакте

Друзья, специально для вас, портал ГИПОРТ, подготовил обзор нового...

Новое на ГИПОРТ

LQ: 111-летняя японка каталась на велосипеде до глубокой старости

В Японии 111-летнюю женщину признали долгожительницей. Об этом сообщает...

Как выбрать eSIM для путешествий и командировок за границу

eSIM (Embedded SIM) — это технология, которая позволяет пользователю...

Этапы лечения элайнерами для выравнивания зубов и исправления прикуса

Элайнеры были впервые разработаны компанией Align Technology в 1998...

NC: древние «фермеры» завезли рыбу в горные озера Европы еще в VII веке

Учёные установили, что аквакультура в горах Европы появилась намного...

Найденный на Балтике 3000-летний кинжал оказался не таким древним как считали

Кинжал, найденный после шторма на побережье Балтики в Польше,...

«ЦГ» показал предполагаемое застолье мигрантов на спортплощадке в Москве

Телеканал «Царьград» показал предполагаемое застолье мигрантов на спортивной площадке...

В Пермском крае офицера СВО похоронили через два года после смерти

В Пермском крае простились с участником специальной военной операции...

Омбудсмен Бурятии Жамбалова: на СВО отправили отца шестерых детей

Отца шестерых детей отправили в зону проведения спецоперации. Об...

Россиянина, потерявшего ноги на СВО, направили в ставропольскую автошколу

В Ставрополе боец, потерявший обе ноги на специальной военной...

SHOT: японские капли вызывают ожоги глаз у россиян мечтающих о белизне взгляда

В России фиксируют случаи ожогов слизистой глаз из-за поддельных...
0
А что Вы думаете об этом? Ждем Ваш комментарий!x