Долгое время была версия, что населявший знаменитый остров Пасхи народ постигла несчастье. Райский уголок быстро превратился в выжженную гражданской войной пустыню, но ученые теперь опровергают эту версию, пишет РИАН.
Рапануи так же загадочен, как пирамиды майя или Стоунхендж. Знаменитые истуканы моаи из камня до сих пор вызывают споры.
Неясно, кто и как сумел в давние времена добраться до Рапануи — ведь для этого нужно было преодолеть гигантские расстояния. До соседнего Питкерна — 2000 км, а до материка — 3500 км.
Как бы то ни было, к XVII веку популяция достигла невероятных размеров для столь маленькой территории — 15 000 человек. Росли и ее потребности.
На остров пришли голод, внутриплеменные войны, случаи каннибализма. Ученые считали, что цивилизацию постиг «экоцид», или экологическое самоубийство. В 1722 году голландский путешественник Якоб Роггевен причалил к острову и увидел лишь депрессивный пустынный пейзаж. Людей здесь было не более 3 тысяч.
Ученые Дании, Австралии, а также Швейцарии и США выдвинули новую версию. Датский генетик Виктор Морено-Майар изучил останки 15 аборигенов. Анализ противоречит идее резкого сокращения населения. Выяснилось, что приблизительно у 10% генофонда Рапануи — коренное американское происхождение. И обе популяции встречались до прибытия путешественников из Европы.
Морено-Майар настаивает на версии о межэтническом контакте, который имел место между XIII и XV веками.