Мировой кризис сильно ударил по столичным магазинам. С начала года их выручка упала в среднем на 30—50%. Проблемы появились даже у сетевых магазинов, слывших до сих пор рентабельными и финансово непотопляемыми. Чтобы удержаться на плаву, некоторые сетевики разработали специальные антикризисные программы, выгодные не столько для магазинов, сколько для самих покупателей.
Что это за программы и как ими надо пользоваться, чтобы извлечь максимальную выгоду, выяснил корреспондент “МК”.
Голод не тетка
Первое влияние кризиса крупные сетевые магазины ощутили еще осенью, когда в сентябре-октябре банки оштрафовали счета некоторых производителей и начали отказывать в кредитах, необходимых для каждодневной деятельности. Перед владельцами супермаркетов отчетливо замаячили нерадужные перспективы пустых полок — призрак времен “совка”.
На тот момент о кризисе только говорили и сравнивали с предыдущим — 1998 года. Все встало на свои места под Новый год. Когда в продуктовые магазины не пошли покупатели, окончательно стало понятно, что природа этого явления гораздо глубже, чем могло показаться на первый взгляд.
— Обычно покупатели к нам валом валят за неделю до праздника, а тут — тишина. Покупатели пошли в магазин непосредственно накануне — 30 и 31 декабря. У нас был шок, — вспоминает руководитель одного из известных в Москве супермаркетов.
Легкую панику от отсутствия привычного пред- и постновогоднего покупательского ажиотажа на самом деле испытали все торговые точки. Каждый отреагировал по-своему. Самые известные сети вступили в жесткую борьбу за покупателя.
— Прибыль, которую многие столичные продмаги получили в январе, была почти в 2 раза меньше обычной, в феврале она уменьшилась еще на 1—15%.
Радовало одно: мы не работаем в минус, — продолжает изливать душу управляющий. — Было ясно, что надо что-то делать. Медлить нельзя.
Тогда все продавцы поголовно задумались о специальных антикризисных программах. А некоторые их уже предлагают.
Какие именно?
Ориентация — скидки
Самая распространенная программа — “ценовой промоушен”.
Так на языке специалистов называются дисконтные программы, предусматривающие всевозможные виды скидок на товар.
— Каждая из скидочных программ рассчитывается на определенного покупателя и его интерес получить экономию в том или ином виде, — рассказывает операционный директор одной из первых в Москве торговых сетей “Седьмой континент” Оксана Чепикова.
По ее словам, сети всегда делали своим покупателям специальные предложения, но 2009 год особенный — сегодня во многих магазинах можно найти ряд программ, запущенных и действующих одновременно. В результате можно ощутимо сэкономить.
— Скидки бывают разные. Наиболее часто встречаемые условно можно разделить на три категории, — продолжает Оксана.
Первая — это краткосрочные программы, рассчитанные на небольшой перечень товаров. Такие, например, как действующие в одной из сетей акция “шок-цена”.
Магазин выбирает из самых ходовых 12—14 товаров. Как правило, шесть основных (масло, сыр, молоко, колбаса, сок, крупы) и шесть дополнительных (фрукты, консервы, салаты, диабетические продукты, промтовары) и выставляет на них наиболее привлекательную цену.
Скидка действует недолго (одну–две недели), а товары, участвующие в акции, постоянно меняются на другие. Поэтому у покупателей всегда есть возможность купить что-то новое и есть на чем сэкономить.
Добавим: чаще всего в этой акции принимают участие самые популярные продукты, из числа тех, что москвичи покупают ежедневно.
Вторая — тематические и сезонные скидки.
В рамках этой программы количество товаров, на которые предоставляется скидка, колеблется от 100 до 300 наименований, в зависимости от размера магазина. С дисконтом можно купить все, что нужно именно сейчас.
Например, в мае — все для шашлыка, в июне — все для похода на речку, в августе — все для школы.
Третья — “долгоиграющие акции”.
Называться такие акции у каждого магазина могут по-разному (например, в одном из сетевых супермаркетов ее нарекли просто — “цены снижены”).
В рамках этой программы магазины еще больше расширяют перечень дисконтных товаров. Под скидку попадает до 1000 наименований — от продуктов питания до промышленных товаров.
— Ассортимент охватывает не только еженедельные потребности, но и те, что не относятся к стандартному набору “неделька”. В частности, в акции могут участвовать: шампанское, креветки, мясные и рыбные деликатесы, элитные сыры и другого рода вкусности, — говорят эксперты.
“Фишка” программы в том, что она рассчитана на сравнительно долгий срок (как минимум два-три месяца). Некоторые сетевики бьют себя в грудь, что продержат акционные (читай замороженные) цены на 1000 и более товаров и еще дольше.
В чем удобство данного предложения для покупателей?
Прежде всего в том, что человек даже во время кризиса может оставаться уверенным, что в день следующей зарплаты никакой дополнительной нагрузки на содержимое кошелька не случится. А значит, можно смело планировать свой семейный бюджет. Это — раз.
Нескучным становится сам процесс хождения по магазину. Для покупателя он превращается в подобие детской игры “найди несколько отличий”. При этом искать надо ценник с отметкой об акции, на котором, как правило, делают крупную надпись, ставят специальный значок или окрашивают его в фирменные цвета магазина. Товар, участвующий в данной акции, также постоянно меняется. Это — два.
И, наконец, если разумно подойти к выбору товаров и ориентироваться на обозначения на ценниках, то сэкономить можно 30—60% от суммы покупки. Это — три.
В поисках лояльности
Некоторые сетевые магазины на скидках решили не зацикливаться. Они взяли и добавили к своим скидочным программам еще и программы лояльности. На деле это выглядит так: вы ходите по магазину и покупаете разные товары (в том числе со скидками), а потом, подойдя к кассе, получаете либо еще одну скидку — на всю сумму покупки, либо бонус — в виде баллов, которые можно накапливать.
Программ лояльности множество: это и скидки (порядка 5—10 на покупки для держателей карт магазина или совместных кобрендинговых карт (совместные карты нескольких разных предприятий сферы услуг), и скидочные купоны на следующую покупку в выбранном магазине, и накопление бонусов, которые позже можно обменять на реальные материальные ценности, а также дополнительные скидки на услуги других компаний (партнеров).
Выгода покупателя оказывается двойной. С одной стороны, магазин дает ему возможность купить товар с определенной скидкой, а с другой — дает еще одну скидку, значительно уменьшающую сумму к оплате.
Данная программа позволяет экономить около 50—70% от покупки.
Советы по существу
Не секрет: магазины специально придумывают разные заманчивые программы, чтобы привлечь к себе горожан, и рачительные москвичи могут этим воспользоваться.
Предусмотрительные москвичи уже начали:
— сначала составлять меню на одну-две недели, а затем со списком необходимых продуктов идти в магазин;
— сохранять чеки из разных продмагов, но не для того, чтобы вернуть товар, а чтобы иметь возможность сопоставить цены — где что дешевле;
— заводить блокнотики и записывать туда цены хотя бы на повседневные товары, чтобы запомнить, где что следует покупать;
— отказываться от брендовых товаров и покупать продукты, производимые под собственной торговой маркой супермаркета, которые обычно оказываются на 5—15% дешевле фирменного аналога;
— обращать внимание на срок годности товара, продаваемого со скидкой по акции “купи две штуки, получи третью в подарок”, и задумываться, нужен ли он;
— приобретать дисконтные карты магазина, в котором чаще всего делают покупки;
— прежде чем зайти в торговый зал, спрашивать у администратора о том, какие скидки и поощрения дает покупателям данный магазин.
Такая скрупулезность при хождении по магазинам не напрасна. Она позволяет сберечь семейный бюджет, солидную часть в котором занимают расходы на продукты, и не сокращать привычный рацион питания.
А как Вы экономите????????7