Ирина Куракина
«Бери & Веди»
«Бизнес-обучение. Современная реальность»
Бизнес-обучение сейчас принято считать одним из многочисленных секторов бизнес-образования, имея в виду краткосрочное образование или бизнес-тренинги.
При этом неопределенность понятия, акцент на его краткосрочности порождают необоснованные толкования и мифы.
Однако современная реальность эти мифы не подтверждает.
Реальность первая
Так, например, всем известно, что бизнес-тренинг — это 2-3 дня интенсивной работы и выход участников обучения в свободное самостоятельное плавание.
Однако ж работа тренеров, тренинговых компаний с заказчиком не ограничивается 2-3 днями. Эта работа длится неделями, иногда месяцами, причем чем больше потребностей у заказчика, чем больше численность работающих у него сотрудников; чем выше запросы — тем больше времени требуется на составление программ, согласование и организацию обучения.
Кроме того, все чаще появляются запросы на создание программ длительного поэтапного обучения, с возможностью комбинаций различных учебных модулей, с различными уровнями сложности учебных программ.
И, конечно же, ни один заказчик не откажется от сопровождения после тренинга.
Посттренинговое сопровождение не только позволяет оценить результаты обучения, скорректировать применяемые сотрудниками модели поведения и навыки, но и заложить основы для будущего обучения.
Вот поэтому, несмотря на то, что обучение в тренинговом формате проводится 2-3 дня, краткосрочным такое обучение уж точно не назовешь.
Реальность вторая
Согласно своему назначению, бизнес-обучение позволяет не только отрабатывать и закреплять необходимые для эффективной работы навыки, но и готовить персонал к изменениям, внедрению новых технологий, стандартов обслуживания и так далее.
Однако современная реальность говорит нам о том, что мы не умеем бегать впереди паровоза, обучение во многих российских компаниях едва поспевает за отстающими обозами.
Те, кто сверху, уже давно все придумали, спустили вниз к исполнению: кто-то из исполнителей рьяно начал преобразования, кто-то решил обождать — и тут разошлись ценности в компании, взгляды на нормы и стандарты обслуживания перестали совпадать. Тут уже и конфликты грянули, да и клиенты недовольны.
И спохватились преобразователи-руководители, что персонал-то не обучен, что не доведены до него новые правила…
Тут и созываются сотрудники на бизнес-тренинг, чтобы заложить новые знания, унифицировать, уточнить, отработать.
Кто-то скажет: «Хорошо хоть так!»
А я отвечу: «А разве нельзя так, как должно?»
Реальность третья
«Рынок бизнес-обучения» — уже устойчивое словосочетание. Однако ж современная реальность говорит о том, что такого рынка у нас нет.
Откроем словарь и увидим, что рыночные отношения основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Из всего этого в тренинговом мире разве что согласие и имеет место.
Даже если тренинговая компания и будет приглашена для участия в тендере, всем изначально известно, что победит не лучший и достойнейший, а… да вы и сами знаете какой.
Что ж, это все понятно, доверяю тому, кому доверяю. Но не будет ли честнее, да и полезнее для формирования, действительно, тренингового рынка добавить хоть несколько прозрачных стекол открытости и прозрачности в наглухо закрытый черный ящик?
Например, озвучить список участников, критерии отбора компании, программы, требования к личности тренера, если таковые имеются?
Тенденция такова, что потребности компаний в бизнес-обучении растут, бюджеты на тренинги урезаются, ну а тренерам остается одна дорога — на курсы кройки и шитья, поскольку по-другому выкроить, отрезать, втиснуть в узкие рамки тесного бюджета ни одну программу тренинга невозможно.
Что ж, реальность не радует. Но на то она и реальность, чтобы мы с вами могли ее изменить.
Я — не борец за справедливость, но я — за честность, за качество и за результат!
С наилучшими пожеланиями,
Ирина Куракина
«ВсеКтоУчатсяМоиДрузья!»
«Бери & Веди»