Больших начальников, руководителей и просто общественных людей, так сложилось, оценивают всегда двояко. Когда человек на виду, очень большую роль играет его личность, его сиюминутные дела и достижения. Когда же он уходит, то на первый план выходит результат – то, что осталось преемникам и последователям.
В отношении градоначальников это правило действует особенно строго. Ведь после своего ухода они оставляют город. 8-летний период пребывания на посту мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова запомнился нижегородцам по-разному. Кому-то – местными реформами в сфере ЖКХ, когда городские ДУКи были переданы частным лицам, кому-то – разбором трамвайных путей, очень сильно повлиявшим на транспортную ситуацию в городе и вызвавшим немало недовольства простых горожан. Но, пожалуй, главным «достижением» экс-мэра стало другое – именно с него в Нижнем началась и расцвела буйным цветом эпоха «синих заборов».
Мы даже не говорим про Нижневолжскую набережную – это давно уже больное место и для нынешних властей, и особенно для нижегородцев, вынужденных наблюдать эту «красоту» несколько лет подряд. Фактически, оказались развалены речные ворота в город, и именно пресловутый синий забор наблюдали те гости города, что прибывали с рек. В центре города ситуация оказалась не лучше. Тяга бывшего мэра к точечной застройке тоже дала свои печальные плоды. Причем проводилась застройка в условиях, когда у города много лет не было городского архитектора! Видимо, его функцию мэр взял на себя сам, одобряя сомнительные проекты, выделяя под них средства и земли, а результат во многих случаях до сих пор заставляет себя ждать.
Например, «красота» на площади Лядова, должная когда-то стать десятиуровневым торговым центром «Небо», мозолит глаза всем нижегородцам несколько лет. Амбициозное строительство выпало на не самые простые 2008-09 годы, однако и после кризиса, когда застройщик наконец вознамерился вернуться к проекту и довести его до конца, всё оказалось не так просто. Договор аренды, необходимый для строительства, продлить было невозможно – выяснилось, что еще в 2008 году было неправильно проведено межевание земель, в результате две строительные площадки оказались
«наложены» друг на друга. Это как двух людей усадить на один стул – толку никому. В результате из-за небрежного отношения тогдашней городской власти к такой, казалось бы, мелочи (наложение буквально в пару метров) строительство застыло ещё на неопределённый срок, пока застройщики были вынуждены разбираться в бюрократических нестыковках. В результате долгострой «ожил» лишь в конце 2012 года, не без помощи новых руководителей города, и сдать его должны уже в следующем году.
Плачевно обстояла ситуация и с жилой застройкой. На 2010 год в Нижнем оставалось более 30 «проблемных» объектов. В 2013 году их число сократилось до 19, остальные не без усилий, но были завершены. Причем палитра проблем таких зданий очень широкая – тут и обманутые дольщики, и приостановленное строительство, и уже заселённые дома, которые никак не могут получить соответствующие документы и официально войти в эксплуатацию. Причём самыми «долгостройными» оказываются центральные районы – Советский и Нижегородский. Проблема с заселёнными, но не введёнными в эксплуатацию домами особенно острая, потому что страдают от неё опять же жители. Сегодня городские и областные власти предоставляют субсидии для завершения строительства таких объектов, и строительство идёт неплохими темпами – но стоит подумать, сколько средств и нервов было бы сэкономлено, если бы работа в этой сфере была налажена изначально. Стоит ли напоминать о том, что громкий конфликт жителей улиц Ковалихинская и Семашко с застройщиком, продолжавшийся несколько лет, тоже стал результатом сомнительной градостроительной политики теперь уже бывшего мэра.
К личности Вадима Булавинова относиться можно по-разному. Но это не отменяет факта – во время своего пребывания на посту мэра он, несмотря на сильно культивировавшийся образ «крепкого хозяйственника», так и не смог наладить механизмы, которые обеспечивали бы городу плавную работу по всем направлениям. Чтобы были «как часы». А ведь именно это требуется от главы любого образования и уровня – наладить работу и руководить ею.