Варган – это не просто редкий и интересный музыкальный инструмент для извлечения звука, но также – инструмент, в котором заключены различные культурные традиции разных народов. По данным якутских исследователей, в настоящее время варган существует в 91 стране мира. По всему миру зафиксировано около тысячи различных названий этого инструмента, и список продолжает увеличиваться.
Восхищение игрой на варгане проходит через все времена и страны, варганная музыка пронизывает все музыкальные стили. Современные варганисты склонны не только к виртуозным импровизациям – многие занимаются интереснейшими экспериментами, связанными с авангардной и обертоновой музыкой.
В Нижнем Новгороде существует школа варганной игры, где каждый может научиться владеть техниками исполнения музыки на варгане. Занятия организованы курсом из десяти встреч по два часа. В процессе обучения рассматриваются пальцевые, кистевые техники игры, артикуляционные, дыхательные и обертоновые приёмы, изучаются основы импровизационной игры, звукоимитации. Занятия включают в себя упражнения из курсов постановки голоса, техники речи, суставных и дыха-тельных гимнастик, элементы цигун и йоги, а также постоянную работу с вниманием и осознанно-стью при игре. Методическая основа курса базируется на опыте ведущих варганистов мира, таких, как С. Шишигин, И. Алексеев, Р. Загретдинов, А. Силади, Школы Варгана «Турбодзен».
Также возможна организация разовых занятий и занятий по рассмотрению специфики конкретных техник и приёмов игры. Кроме того, – каждую субботу с 18:30 до 20:00 в Эзотерической Лавке (ул. Б. Покровская, 18 (ДК Свердлова)), проходят варганные встречи-занятия по произвольной тематике, определяемой уровнем владения инструментом участников семинаров и их пожеланиями.
Ссылки и контакты для связи:
[ссылка скрыта, авторизуйтесь]
[ссылка скрыта, авторизуйтесь] [ссылка скрыта, авторизуйтесь]
***
Варган звучит в мире с древнейших времён, и сейчас он является полноправным участником этнических, джазовых, электронных, академических ансамблей и оркестров. Его применяют в своей деятельности и музыканты, и шаманы, и врачи (есть такая область арт- и музыкальной терапии, как хомусо- или варганотерапия), он является прекрасным инструментом для медитаций, настоящим «Золотым Ключиком» к самому себе. Возможности этого инструмента поистине безграничны, и многие люди недооценивают его могущество и силу. И совершенно напрасно.
Игра на варгане помогает как общему физическому и эмоциональному оздоровлению организма, так и способствует осознанию возможностей духовного роста и помогает в их реализации. В этом легко убедиться на практике, потому что для качественного освоения техник игры вам потребуется проделать множество упражнений как на развитие речевого аппарата, суставов, дыхательной системы, так и научиться концентрации, искусству пребывать в уравновешенном, спокойном состоянии, понимать, что, как и зачем вы делаете. Вы сможете вспомнить то, что всегда знали, но временно подзабыли, проявить в себе те возможности, которыми уже обладаете, научиться их реализовывать в повседневной жизни, принося этим огромную пользу.
Что касается прямого воздействия вибраций варгана на здоровье, то можно заметить, что высокочастотные звуковые колебания обладают бактерицидным эффектом. Давно доказано подобное действие звона колоколов. Созданы зубные щётки с ультразвуковыми насадками и т.д. Отсюда становится понятным, почему у опытных варганистов здоровые зубы. Также варган способствует разработке лёгких (подобно аналогичному процессу у музыкантов-духовиков или спортсменов), что приводит к увеличению Жизненной Ёмкости Лёгких. Согласно же гипотезе японского врача-терапевта Ивасаки Кийоши, игра на варгане улучшает самочувствие при нарушениях физического и психологического равновесия.
Сегодня в России (преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке), Австрии, Норвегии, США и других странах, где развито искусство игры на варгане, существуют различные общества варганистов, оказывающие поддержку музыкантам; все музыканты являются членами Международной ассоциации варганистов (IJHS).
Выходят журналы, посвященные варганной музыке: в США это журнал «VIM» («Vierundzwanzigsteljahrschrift der Internationalen Mauldrommelvirtuosengenossenschaft», «Двадцатичетырехчастное годовое издание Международного общества варганистов-виртуозов»), который издаёт музыковед и эксперт по вопросам, касающимся варгана, – Фред Крейн (Fred Crane); в Японии – «Коукин джорнл» («Koukin Journal», «Варганный журнал»), под редакцией Лео Тадагавы (Leo Tadagava), одного из крупнейших специалистов по варгану.
«Каждый раз, когда варган попадает в руки человека, он каким-то образом преображает и меняет его жизнь. Многие люди мне рассказывали чудесные истории. Варган состоит всего из двух частей – неподвижной основы и подвижного язычка. Ничего особенного. Но, тем не менее, этот инструмент великолепно служит для самовыражения, импровизации, для взаимодействия с окружающим миром, действительностью… Варган притягивает к себе интересных людей, фантастические и прекрасные ситуации, события и обстоятельства. Варган имеет необычное, бархатное «металлическое» звучание, приятное уху, успокаивающее и настраивающее на размышления. Важно заметить, что тембр и диапазон, все оттенки звука зависят от каждого конкретного инструмента и, что не менее важно – конкретного исполнителя. В руках у разных людей варган всегда звучит по-разному. Варган позволяет извлекать невообразимое множество красивых звуков и призвуков, а в сочетании, например, с горловым пением (в России традиционно популярным на Алтае) потенциал инструмента просто-напросто перестаёт укладываться в какие-либо рамки». (В. Ерошев)