Но и цыгане оказывают влияние на музыкальную культуру по всему миру, и далеко не только на народные жанры.
Академическая музыка
Почему-то многие нецыгане удивляются, узнав, что есть (и были) цыгане, занимающиеся именно академической (то, что в народе называется «классической») музыкой. Хотя, казалось бы, специально ни один из них не скрывает своей этничности, а многие приобрели мировую славу: пианист-виртуоз Дьердь Цифра из Венгрии, его российский аналог, скрипач-виртуоз Михаил Эрденко, ещё один великолепный скрипач Ион Войку (Румыния)…
Не все цыганские академические музыканты были всего лишь исполнителями. Так, Михаил Эрденко писал академическую цыганскую музыку (романсы, пьесы и симфонии, успешно соединяющие академические европейские и цыганские музыкальные традиции), а его предшественник в этом необычном деле, легендарный венгерский скрипач и композитор Янош Бихари стал одним из основателей нового венгерского музыкального жанра, считающегося академическим – вербункоша.
Сам жанр был социальным заказом от правительства Австро-Венгрии. Этот бравый и одновременно весёлый «марш» должен был будоражить молодых людей, проходящих мимо вербовочных пунктов, делать идею службы в армии более позитивной и привлекательной. Композиторы, разработавшие новый жанр, так успешно справились с задачей, что вербункош прочно вошёл в венгерскую музыкальную культуру и живёт там до сих пор!
Но и «рядовые» музыканты умудрялись повлиять на мир академической музыки. Так, благодаря венгерскому цыгану Аладару Рацу в этот мир попал такой музыкальный инструмент, как цимбалы, до того считавшийся простонародным.
Джаз
Неизвестно точно, когда цыгане впервые начали играть джаз, но похоже, что первыми внесли в него цыганские музыкальные традиции братья из цыган-мануш, Пьер, Жан и Рене Ферре. Этот стиль подхватил их соплеменник, увечный, но гениальный гитарист Джанго Рейнхардт. Именно он сделал новый вид джаза всемирно известным и вошёл в историю музыки как его основатель. Называется этот стиль «джаз-мануш», или «цыганский джаз», что одно и то же, потому что мануш – одна из европейских ветвей цыган.
В наше время у Джанго Рейнхардта немало продолжателей: цыгане Бирели Лагрен, Олег Пономарёв, Гарри Стойка, а также нецыганские исполнители, такие, как группа Swing Couture в России и Karpatt во Франции. Фестивали по джаз-манушу проводятся регулярно; пожалуй, самые главные из них – «Самуа Сюр Сэн» во Франции и «Джанго Фест» в США.
Рок и металл.
Да, и здесь умудрились отметиться цыгане. Как «рядовые» исполнители, вроде Золтана Фаркаша (Венгрия) или скандального Рему Аалтонена (которого Финляндия собирается выставить на Евровидении в Москве). И как вехи истории – легендарная советская группа SHAH, с которой чуть ли не начался советский металл и особый стиль которой своими экспериментами с гитарой придал цыган Михаил Жемчужный; знаменитая джазовыми и роковыми экспериментами Валентина Пономарёва, которую в России знают в основном по исполнению цыганских романсов; гитарист Rolling Stones Ронни Вуд; и Маришка Вереш, сделавшая своим непривычно низким для шестидесятых голосом маленькую рок-н-ролл революцию… Помните, как под Маришкину «Шизгару» отплясывали вся Европа и весь СССР?
Русский шансон.
Этот хорошо раскрученный в наше время жанр получил популярность благодаря легендарному цыгану-эмигранту Алёше Димитриевичу, перед чьим талантом преклонялся сам Владимир Высоцкий. В СССР его распространению способствовала хулиганская группа «Братья Жемчужные». Несмотря на название, к семье Жемчужных они не имели никакого отношения. Группа состояла в основном из евреев, цыганом был только скрипач Алексей Дулькевич.
Как ни относись к жанру, но он часть российской музыкальной культуры, и на него повлияли цыгане – это два факта. И, конечно, эта статья раскрывает тему очень кратко, но она даёт достаточно информации для того, чтобы составить общее представление о связи цыган и мировой музыкальной культуры. Надеюсь, было интересно.
Автор: Лилит Мазикина