По индикативному прогнозу грузовой базы, подготовленному Министерством транспорта и РЖД, выяснилось, что планируемый объем грузов, которые российские компании намерены вывезти через Восточный полигон (Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали), почти вдвое превышает предполагаемую мощность маршрута, даже после завершения модернизации.
По прогнозам, к 2031 году мощность Восточного полигона достигнет 210,6 миллиона тонн, а к завершению работ в 2035 году — 255 миллионов тонн. Однако грузоотправители заявляют о спросе на эти периоды в объеме 537,2 миллиона тонн и 552,5 миллиона тонн соответственно. Об этом сообщает газета Коммерсантъ.
В рамках второго этапа модернизации планируется достичь общей мощности Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей в размере 180 миллионов тонн к 2024 году. Планы по третьему этапу пока не были утверждены.
Фактически компании заранее выразили недовольство планами по расширению Восточного полигона, утверждая, что маршрут всегда будет перегружен в текущих условиях. Дополнительный спрос формируется преимущественно угольными компаниями, которые составляют подавляющую часть (96,3% в 2031 году и 97% в 2035 году) и требуют перевозки для последующего экспорта.
Михаил Бурмистров, глава «Infoline-Аналитики», предположил, что угольные компании скорее сигнализируют о проблемах с вывозом, чем представляют реальные планы. Ведь у Кемеровской области есть альтернатива отправки угля через южные и северо-западные порты, при этом для некоторых направлений условия будут сравнимы или даже более выгодными.