Увеличение налогов и государственная политика, направленная на сдерживание цен на топливо, привели к серьезным финансовым потерям для нефтяных компаний в розничном сегменте. Производители выразили свою позицию по этому вопросу, подчеркнув его актуальность, сообщает газета Коммерсантъ.
Проблема стала очевидной в ходе обсуждения способов смягчения дефицита бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке, который значительно обострился к концу лета. В начале октября Павел Завальный, глава комитета по энергетике Государственной Думы, обратился к нефтяным компаниям с запросом оценить влияние налоговой нагрузки на цену топлива и определить долю налоговых составляющих в ней.
Наиль Маганов, глава компании «Татнефть», в ответном письме указал на то, что текущий уровень налоговой нагрузки и фактическое регулирование цен на АЗС государством привели к снижению привлекательности инвестиций в развитие бизнеса для крупных нефтяных компаний. Относительно розничных цен, в сентябре доля налогов составляла 77,2% от стоимости бензина (77,3% для дизельного топлива), а с учетом доставки эта доля возрастала до 85,7%.
Соответственно, «Татнефть» теряла 10 рублей с каждого литра проданного Аи-92 и 3 рубля с каждого литра дизельного топлива. Маганов оценивает рост налоговой нагрузки на его компанию в 9 процентных пунктов: с 52% в 2018 году до 61% в 2023 году.
Ситуация для компании «Сургутнефтегаз» выглядит еще более критичной. Представители компании заявляют, что в 2023-2023 годах налоговая нагрузка достигнет 67%. С учетом существующих ставок НДС, акцизов и рентных платежей, в сентябре и октябре доля налогов в цене продажи Аи-92 составила 110%, а для дизельного топлива – 102%. В розничном сегменте налоговая нагрузка составляет соответственно 103% и 91%.