У каждого десятого россиянина, прошедшего профилактический медосмотр и диспансеризацию, выявлено ожирение, сообщил министр здравоохранения России Михаил Мурашко. Эксперты предупреждают, что ожирение — это не просто косметическая проблема, а серьезное заболевание, требующее медицинского вмешательства. Бариатрический хирург Владимир Самойлов объяснил, почему бороться с ним самостоятельно практически невозможно.
Самойлов отметил, что ожирение развивается годами, часто воспринимается как что-то несущественное, а его лечение откладывают на неопределенный срок. Однако, по его словам, откладывание борьбы с лишними килограммами может привести к запущенным стадиям болезни. Ожирение связано с развитием таких опасных заболеваний, как сахарный диабет второго типа, сердечные заболевания, проблемы с суставами и сонное апноэ. Когда индекс массы тела (ИМТ) превышает отметку в 30, самостоятельное похудение становится практически невозможным, поскольку организм меняет метаболические процессы, пытаясь сохранить вес. Об этом пишет «Газета.Ru».
Согласно исследованиям, 80–90% людей, которые пытались похудеть самостоятельно, набирали вес обратно в течение года. Поэтому, как подчеркнул Самойлов, при ожирении требуется помощь специалистов — эндокринологов, диетологов и бариатрических хирургов.
Одним из наиболее эффективных методов лечения ожирения является бариатрическая операция. Она проводится малоинвазивно и помогает снизить вес на 60% в течение полутора лет. У большинства пациентов после операции наблюдается ремиссия сахарного диабета второго типа на протяжении пяти и более лет. Однако доступность таких операций в России остается крайне ограниченной. В 2023 году квота на бесплатные бариатрические операции составила всего около 700 мест, и она была доступна только для пациентов с ИМТ выше 40, страдающих сахарным диабетом.
Вопрос о включении бариатрических операций в программу государственной поддержки поднимался неоднократно, но пока они не включены в список высокотехнологичной медицинской помощи первого типа (ВМП1), что ограничивает доступность этого лечения для большинства пациентов.