Театр – это не всегда огромные сцены, тысячные залы и позолоченные ложи с бархатными креслами. У многих больших театров есть камерные сцены (а театры, которые по каким-либо причинам не могут себе этого позволить, мечтают о таких пространствах). Дело в том, что не каждая история подходит, чтобы быть рассказанной громко и на несколько сотен зрителей. Иногда важно говорить негромко, почти шёпотом, глядя глаза в глаза – для того и нужны камерные сцены.
В Нижнем Новгороде есть несколько площадок, где играют именно такие спектакли – без торжественных декораций и сложных спецэффектов. Но спектакле на небольших сценах зачастую производят большое впечатление. Где их смотреть?
Театр «Камер-юнкер», спектакль «О Гриньке, о Саньке и немного о девчонках»
У театра «Камер-юнкер», как и у многих частных театров, нет собственного помещения, но городские культурные пространства идут навстречу таким проектам, предоставляя свои площадки. Спектакль «О Гриньке, о Саньке и немного о девчонках», который режиссёр Елена Фирстова поставила по повести нижегородского писателя Вадима Рыжакова, в Нижнем Новгороде играется на небольших сценах Дома актёра им. В.В.Вихрова и DKRT, гастролирует по области.
Тема постановки – первая любовь, и естественно, что для разговора об этом огромные залы не нужны. Первая любовь – чувство камерное, трепетное, даже если настигает она двух закадычных школьных друзей, двоечников и лоботрясов, любителей приключений. Гринька и Санька, влюбившись в одну и ту же девчонку, проверяют своё чувство на прочность, но шалости забрасывать и не думают. Тёплый и смешной ностальгический спектакль прекрасно подходит для семейного просмотра. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Группа театра ВК: https://vk.com/kameryunker
Афиша и билеты на показ 8 апреля в 11.00 https://nnovgorod.qtickets.events/104047-o-grinke-o-sanke-i-nemnogo-o-devchonkakh
Афиша и билеты на показ 8 апреля в 13.30: https://nnovgorod.qtickets.events/104049-o-grinke-o-sanke-i-nemnogo-o-devchonkakh
Центр театрального мастерства, спектакль «Циники»
В ЦТМ режиссёр Артём Устинов, номинант премии «Золотая Маска», поставил спектакль «Циники» по роману Анатолия Мариенгофа. Камерная площадка театра стала пространством для масштабного философского высказывания о попытке спастись в стремительно разрушающемся мире. Главные герои истории, Владимир и Ольга, живут – стараются выжить – в послереволюционной Москве. Режиссёр, как и во многих других своих работах, создал на сцене зыбкое двоемирие, перегородив и без того небольшой зал кирпичной стеной. По одну сторону – реальность, по другую – что-то страшное, неназываемое, спрятанное от зрителей. Рок, судьба, стихия – каждый зритель вправе сам дать ответ. Герои стараются спрятаться от бед и напастей «эпохи перемен», они молоды, необыкновенно красивы и очень хотят выстоять среди общего хаоса. Сумрачный и завораживающий спектакль с обаятельными молодыми артистами стал одним из самых заметных в нижегородских театрах за последние несколько сезонов.
Группа ЦТМ ВК: https://vk.com/ctm_teatr
Афиша и билеты: https://ctm-nn.ru/afisha-ctm/
«Васса», Нижегородский ТЮЗ
Спектакль Ильи Ротенберга «Васса» по пьесе Максима Горького идёт на малой сцене театра. Васса Железнова, главная героиня, не по доброй воле становится столь жёсткой и решительной – таков мир вокруг неё, и она готова играть по его правилам. Считается, что прототипом Вассы стала нижегородская купчиха, вдова нижегородского пароходчика и домовладельца Мария Кашина.
Камерное пространство позволяет зрителям рассмотреть каждую эмоцию артистов, а крупные планы на видеопроекциях многократно усиливают эффект. Один из самых завораживающих моментов постановки – баланс и контраст формы и содержания. Внешне «Васса» безупречно-традиционная: психологический театр, костюмы эпохи. Внутри же это история болезненно современная, не столько в социальном смысле, сколько в человеческом. «Васса» похожа на зеркало в старинной дорогой оправе: обрамлению из завитков уже лет сто, но зритель смотрит на себя сегодняшнего.
Драматический накал в спектакле сменяется взрывами комического: только что Васса спорила с невесткой и отказывалась отдать ей сына, а вот уже герои устраивают балаган с разбитными частушками, от которых сначала очень весело, а потом – очень страшно. Финал спектакля впечатляющий и оглушающий одновременно: в спектакле, в отличие от пьесы Горького, невозможно однозначно определить акценты и сказать – это персонаж положительный, а это – отрицательный. Но у каждого, даже не самого приятного героя, есть своя боль и своя правда.
Группа театра ВК: https://vk.com/tyuz_nn
Билеты: https://tyuz.ru/vassa/