Французский физик Этьен Кляйн 31 июля 2022 года опубликовал в своем Твиттере фотографию, якобы, с телескопа «Джеймс Уэбб» Проксимы Центавра, ближайшей к Солнцу звезды. Текст к фотографии:
Фотография Проксимы Центавра, ближайшей к Солнцу звезды, расположенной в 4,2 световых лет от нас. С телескопа «Джеймс Уэбб». Такой уровень детализации… День за днем открывается новый мир, —
Этьен Кляйн.
В комментариях к посту тут же стали писать, что снимок напоминает ломтик испанской колбасы чоризо: «Сторонники плоской Земли собираются разработать новую теорию. Звезды на самом деле чоризо», «Вроде вы серьезные молодой человек, а я, простой обыватель, вижу тут просто кусок колбасы» и многое другое.
Вместе с тем стали встречаться твиты подобного содержания: «Исходя из того, что вы директор по научным исследованиям, совершенно неуместно делиться такими вещами, не указав, что это ложная информация. Вы же знаете с какой скоростью может распространиться ложная информация».
Тогда ученый уже 1 августа написал следующее:
Ввиду некоторых комментариев я чувствую себя обязанным объяснить, что этот твит, показывающий предполагаемый снимок Проксимы Центавра, был формой развлечения. Давайте научимся с осторожностью относиться к авторитетным аргументам, так же, как и к спонтанному красноречию определенных образов, —
Этьен Кляйн
На тот момент уже несколько французских изданий успели опубликовать у себя ту самую фотографию.
Уже 4 августа Этьен Кляйн принес свои извинения за то, что его безобидная шутка могла кого-то шокировать. Тем самым он хотел привлечь внимание к все чаще встречающимся фейкам и ложной информации в Интернете. Также он объяснил, что это не его оригинальная шутка, а он лишь взял ее у некого Яна Кастенмиллера, который подписал фотографию как «Снимок кровавой луны» еще в 2018 году.
6 августа физик написал свой последний пост касаемо данной темы:
Тот факт, что классический повторяющийся обман мог вызвать такую сильную реакцию по всей Земле, дает основание квантовому понятию флуктуации вакуума: почти ничто не превратилось в медиа-бурю. К счастью, эфемерную? —
Этьен Кляйн