59-летний Витас Грудзинскас из литовского городка Кибартай теперь не может спать спокойно. Рядом с его домом проходит граница, рост напряженности на которой сегодня резко вскочил вверх. Небольшое местечко Кибартай, где живет Грудзинскас, находится на территории НАТО, в Европейском Союзе, а также вдоль одной из самых жарких границ в мире — Сувалкского коридора. Этот участок земли шириной около 100 километров зажат между сильно укрепленным, вооруженным ядерным оружием анклавом России в Калининграде и ее союзной Белоруссией. Коридор, который многие аналитики рассматривают как одно из самых слабых мест в НАТО, находится в отчаянном положении из-за поспешного решения властей Литвы о блокировке транзита в Калининградскую область. У экспертов есть опасения, что если Украина падет, Россия продвинется дальше через Литву.
«У россиян есть стрельбище, которое они используют там, за этим полем. Днем вы можете услышать, как стреляет артиллерия, — говорит Витас Грудзинскас.
У Грудзинскаса есть собственное оружие. Автомат, который он держит запертым в шкафу под рукой. Его сторожевой пес, мальтийский терьер, также дрессирован для эффективной помощи хозяину в бою. Витас именует себя “стрелком”, участником литовского ополчения с вековой историей. Таких, как Витас Грудзинскас, до 2022 года в регионе было немногим более сотни человек.
По словам командира Стрелков Эгидиюса Папецкиса, после начала спецоперации России в Украине в феврале численность 103-летнего стрелкового ополчения резко возросла. В настоящее время насчитывается около 12 тысяч добровольцев, сообщил командир 4-го регионального командования стрелков. И это число увеличивается каждый месяц в десять раз, сказал он.
Сегодня Грудзинскас и его соратники не скрывают настороженного отношения к России. По словам ополченцев, у них достаточно поводов для отчуждения. Десятки тысяч литовцев были насильственно депортированы Советским Союзом в ГУЛАГи в Сибири и на Крайнем Севере в 1940-х и 1950-х годах. Почти 30 тыс литовских заключенных погибли в исправительно-трудовых лагерях.
«Моего отца отправили на Сахалин на крайний запад России на 15 лет, он ел траву в первый год, чтобы выжить» — говорит Грудзиньскас.
Оружие милиции в основном пожертвовано литовскими вооруженными силами и получено за счет краудфандинга. В своем штабе в городе Мариямполе, в глубине Сувалкского коридора, ополченцы хранят арсенал, имеющегося в их распоряжении: это штурмовые винтовки, пистолеты и гранатометы.
На церемонии приведения к присяге, состоявшейся по случаю 103-й годовщины Стрелков в соседнем городе Калвария, новый член Каролис Баранаускас говорит, что всегда интересовался организацией, но военный конфликт на Украине побудил его к действию. Хотя он родился в 1990 году, когда Литва стала независимой от Советского Союза, он утверждает, что «каждый литовец знает: Россия представляет собой угрозу. Недавние события доказывают это».
Чтобы лучше защитить страны Балтии, НАТО радикально пересмотрела свое оборонное планирование в этой части Европы, объявив в преддверии саммита в Мадриде, что увеличит свое присутствие в регионе настолько, чтобы отразить любое нападение в режиме реального времени. Это означает создание многотысячного военного контингента, который бы постоянно базировался вокруг границ Литвы на протяженности почти 1000 км с Беларусью и Россией.
Заместитель министра обороны Маргирис Абукявичюс признает, что на создание таких войск может уйти два года. Однако он утверждает, что в Литве уже сформировалось понимание того, что военный потенциал нуждается в существенном обновлении в районе Сувалкского коридора. По словам Абукявичюса, это коридор всегда вызывал беспокойство литовцев. Страны Балтии и НАТО считают его своим «слабым местом».
Тем временем во время стрельбы по мишеням в тире, расположенном среди пышной растительности Мариямполя, Грудзинскас и другие члены отряда Папецкиса отрабатывают навыки ведения оборонительной войны. Их выстрелы на мгновение нарушают тишину, но пока в регионе держится хрупкий покой.
Подготовлено по материалам службы CNN.