Конфликты в школе — это совершенно нормально. Они случаются у детей любого возраста, но наиболее выражены у подростков. Тинейджеры более агрессивно себя ведут, они часто ссорятся, могут угрожать друг другу, обижать и даже «травить» одноклассников. Такие ситуации требуют срочного, но аккуратно и не навязчивого взрослого участия. Как вести себя педагогу, который наблюдает конфликт в школе?
Всегда ли нужно реагировать?
Но нужно оговорить, что участие педагогов и родителей нужно в том случае, если конфликт продолжительный и жесткий, приводит к булингу и мешает детям учиться. В легкие разногласия вклиниваться не нужно, есть риск сделать еще хуже.
Если ссора не слишком серьезная, то учителю лучше занять позицию наблюдателя. Следить за ситуацией нужно, но без активных действий, выступая разве что в роли советчика. Важно, чтобы конфликтные ситуации в школе между учениками решались ими же. Это поможет детям научиться самостоятельно принимать решение в сложных ситуациях, формировать социальные навыки во взрослой жизни.
Когда вы видите, что ссора со временем только усугубляется, нужно вмешаться. Но делать это следует аккуратно и ненавязчиво, чтобы не обидеть детей, не вызвать агрессию и не усугубить ситуацию. Первое, что нужно сделать — выяснить причину. Для того, чтоб держать ситуацию под контролем, рекомендуем прочитать очень ознакомительную статью для педагога https://hedclub.com/ru/id=111
Если ссора не слишком серьезная, то учителю лучше занять позицию наблюдателя. Следить за ситуацией нужно, но без активных действий, выступая разве что в роли советчика. Важно, чтобы конфликтные ситуации в школе между учениками решались ими же. Это поможет детям научиться самостоятельно принимать решение в сложных ситуациях, формировать социальные навыки во взрослой жизни.
Когда вы видите, что ссора со временем только усугубляется, нужно вмешаться. Но делать это следует аккуратно и ненавязчиво, чтобы не обидеть детей, не вызвать агрессию и не усугубить ситуацию. Первое, что нужно сделать — выяснить причину. Для того, чтоб держать ситуацию под контролем, рекомендуем прочитать очень ознакомительную статью для педагога https://hedclub.com/ru/id=111
Причины конфликтов в школе
Их может быть бесконечно много, но поводы для ссор у тинейджеров всегда стандартные. Среди самых популярных поводов такие:
- Соперничество, возникает и между мальчиками, и между девочками. Предметом борьбы может быть популярный ученик противоположного пола или авторитет в школе. Пример соперничества в конфликте: два популярных парня ухаживают за одной не менее популярной девушкой.
- Зависть. Может быть направлена к тем, кого особенно любят и выделяют учителя.
- Обиды по личным поводам. Тоже очень распространенная ситуация.
- Оскорбления и насмешки. Примеры конфликтов в школе из-за издевательств над учениками встречаются постоянно Часто под удар попадают школьники с низким уровнем жизни и те, кто выделяется среди остальных. Это могут быть очень одаренные дети или не слишком одаренные, сироты, дети из религиозных семей. С ними часто возникает конфликт ученик-ученик.
- Симпатия без взаимности тоже со временем может перерасти в ссору.
- Сплетни друг о друге всегда вызывают негатив сторон.
Детские конфликты и способы их решения
Если вы видите, что все зашло слишком далеко, нужно действовать. Независимо от причины ссоры следует придерживаться одного алгоритма действий.
Сначала нужно выяснить причину, и спросить следует у обеих сторон. Затем выслушать аргументы каждого из учеников, задавая попутно наводящие вопросы, которые помогут им проанализировать ситуацию и взглянуть на нее с другой стороны.
Вам нужно создать спокойную, доверительную обстановку и позвать пообщаться обе стороны ссоры.
Вам необходимо попросить каждого рассказать о том, что происходит в отношениях. Дети, которые настроены агрессивно друг к другу, могут срываться на оскорбления и обвинения, и задача педагога мягко это остановить. Главное — сохраняйте спокойствие, чтобы ученики тоже смогли расслабиться. Попросите ребят без истерик озвучить самые важные и обидные для них моменты. Попробуйте научить их слушать друг друга, это поможет не только в данном конфликте, но и во взрослой жизни в будущем.
Обычно после спокойного обсуждения дети перестают испытывать друг к другу злобу и обиду.
Сначала нужно выяснить причину, и спросить следует у обеих сторон. Затем выслушать аргументы каждого из учеников, задавая попутно наводящие вопросы, которые помогут им проанализировать ситуацию и взглянуть на нее с другой стороны.
Вам нужно создать спокойную, доверительную обстановку и позвать пообщаться обе стороны ссоры.
Вам необходимо попросить каждого рассказать о том, что происходит в отношениях. Дети, которые настроены агрессивно друг к другу, могут срываться на оскорбления и обвинения, и задача педагога мягко это остановить. Главное — сохраняйте спокойствие, чтобы ученики тоже смогли расслабиться. Попросите ребят без истерик озвучить самые важные и обидные для них моменты. Попробуйте научить их слушать друг друга, это поможет не только в данном конфликте, но и во взрослой жизни в будущем.
Обычно после спокойного обсуждения дети перестают испытывать друг к другу злобу и обиду.
Советы педагогу
Ситуация будет сложной для всех, но вы должны соблюдать доброжелательность к обеим сторонам. Даже если внутренне поддерживаете одну из них. Не ругайте детей, старайтесь их понять. В этом случае они будут вам доверять и смогут расслабиться.
Также ваша задача. как педагога, вывести детей на открытый диалог.
Также ваша задача. как педагога, вывести детей на открытый диалог.
Как решать конфликты: несколько правил:
- Не осуждайте действия детей. Когда вы общаетесь с ними одновременно, говорите только о ситуации, но не о качествах личности каждого.
- Не просите детей извиняться друг перед другом и жать руки. Первое может унизить их достоинство, а второе — вызовет дополнительный негатив по отношению друг к другу и учителю.
- После разговора нужно подвести итоги, убедиться, что участники поняли чувства друг друга.
- Скажите небольшое заключительное слово. Объясните, что ссоры и обиды — это не повод для переживаний и страданий. Это жизненный опыт, с которым сталкиваются все люди.
После этого, нужно поговорить с каждым участником ссоры наедине. Это важная часть, она поможет решить проблему «как избежать конфликта». Объясните ребенку, что нужно уметь отстаивать свои границы, но следует всегда быть умнее. Попробуйте донести, что обижают других только обиженные, и каждый делится тем, чего у него в избытке. Приведите примеры конфликтных ситуаций и их решение, когда избежать проблемы помогло то, что одна из сторон не поддалась на провокацию. Если ребенка дразнят, скажите ему, что он не должен реагировать, и тогда все насмешки прекратятся, что не стоит отвечать на грубость грубостью. Лучше всего — улыбнуться и промолчать, или пошутить над ситуацией. Разумеется, речь идет о несущественных ссорах. До обидчика попробуйте донести мысль, что самоутверждение путем издевательства над более слабыми людьми делает его слабее. Но обсуждать личность ученика можно только наедине с ним.
Если в классе началась травля, случилась драка или произошло другое серьезное происшествие, нужно привлекать к разбирательству родителей и директора.
Многих педагогов интересует, как предотвратить конфликт. Но сделать это невозможно, ссоры между учениками будут всегда. Однако, если в классе есть трудный ребенок, который постоянно обижает других и провоцирует остальных на ругань и драки, нужно разобраться с причинами такого поведения. Возможно, ему не хватает внимания дома и в школе, а таким способом он может его получить. Проблему можно решить, но обсуждать, как избежать конфликта в классе с таким учеником, нужно вместе с психологом.
Если в классе началась травля, случилась драка или произошло другое серьезное происшествие, нужно привлекать к разбирательству родителей и директора.
Многих педагогов интересует, как предотвратить конфликт. Но сделать это невозможно, ссоры между учениками будут всегда. Однако, если в классе есть трудный ребенок, который постоянно обижает других и провоцирует остальных на ругань и драки, нужно разобраться с причинами такого поведения. Возможно, ему не хватает внимания дома и в школе, а таким способом он может его получить. Проблему можно решить, но обсуждать, как избежать конфликта в классе с таким учеником, нужно вместе с психологом.
Анастасия Сибирская, ГИПОРТ (ML)
+1
+1
+1
+1
+1
+1
+1