Официальная статистика говорит, что в прошлом году только по статье добровольного страхования имущества страховые компании собрали с клиентов 316 млрд рублей. Львиную долю этой суммы составляет КАСКО. Выплаты же не превысили 125 млрд. За счет чего столь высокая маржа? Страховщики в один голос уверяют, что все решает правильная стратегия. Пострадавшие же уверены, что правильность стратегии заключается как минимум в занижении страховых выплат, а как максимум — вообще в отказе компенсировать ущерб, причем под совершенно разными, порой нелепыми предлогами. И это происходит практически во всех страховых компаниях.
Мария, клиент «Росгосстраха», рассказала Business FM свою историю: «В моей машине выбили переднее правое стекло, украли магнитолу. В выплате мне отказали, ссылаясь на правила, в которых было написано, что этот случай не является страховым. То есть если третьи лица наносят ущерб вследствие кражи магнитолы, то это не является страховым случаем. Мне потребовалось собирать справки из милиции, мне надо было предоставить страховой компании машину — показать ее в поврежденном состоянии. На все это я потратила очень много времени, и теперь мне еще отказывают в выплате. 10 тысяч рублей — это, понятно, не деньги на сегодняшний момент, но это принципиальный вопрос, учитывая, что у меня КАСКО полностью».
В «Росгосстрахе» рассказу Марии очень удивились и пообещали разобраться. Руководитель департамента автострахования компании Дмитрий Пурсанов рассказал Business FM следующее: «Отказ в этой ситуации мог произойти ровно по одной причине: если не был представлен необходимый пакет документов, которые подтверждали бы, что данное событие состоялось как таковое. Это необходимо для того, чтобы данный случай был нами принят к рассмотрению. Если есть справка (в данном случае — из компетентных органов), подтверждающая то, что данное событие имело место, то выплата обязана быть осуществлена. Поэтому с этим случаем мы разберемся дополнительно: проверим пакет документов. Но, честно говоря, если предоставлен полный пакет, не выплатить мы не можем».
Однако даже если вам повезло, и ваш ущерб сразу признали страховым случаем, то не факт, что деньги выплатят вовремя.
Пострадавший в ДТП Алексей рассказал Business FM свою историю: «Ровно год назад я застраховал свой Opel Astra в компании РАСО. Мне тогда пообещали уникальный сервис и всяческие привилегии. Ну, например, если страховая выплата не превышает 14 тысяч рублей, то на место аварии не нужно вызывать ГАИ, а выплаты будут производиться немедленно. Что, в принципе, у меня и случилось. В августе на стоянке машину стукнули. И после этого начались мои мытарства. В сентябре мне сказали, что деньги еще не пришли, что мой случай рассматривается. В октябре — что мой случай еще не рассмотрен. В конце октября — что в связи с кризисом деньги временно не выплачиваются. И так продолжалось почти до конца декабря. Но мне повезло, и деньги, в конце концов, были выплачены в размере 13800 рублей. Не очень большая сумма. А люди, которые там находились, меня просто удивляли своими рассказами».
По словам адвоката Московской коллегии адвокатов «Юстиция» Михаила Жукова, в подобной ситуации проволочки с выплатами пострадавший может рассчитывать на компенсацию. Но для этого ему придется обращаться в суд. «Закон предусматривает компенсацию данных расходов в судебном порядке. Никто не мешает страхователю получить сумму страхового возмещения, после чего обратиться в суд и взыскать проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами. А также провести индексацию данной суммы с учетом инфляционных процессов».
К слову сказать, Business FM так и не смог получить ответ от компании РАСО на вопрос о том, в какие же все-таки сроки страховщики обязаны выплачивать деньги по страховому случаю. Впрочем, ответить на него смогли в других компаниях.
«В «Эрго-Русь» есть только один закон, — рассказал директор департамента автострахования компании Алексей Якушин. —Основной документ, регламентирующий порядок возмещения, — это правила страхования. Поэтому мы полностью соблюдаем те сроки, которые в них указаны. Надо понимать, что правила страхования — это как Конституция для страховой компании. Внутренние локальные нормативы не могут нарушать те сроки, которые в них указаны: по КАСКО — максимально 15 дней, по ОСАГО —30 дней».
По словам директора департамента экспертизы убытков по автотранспорту РОСНО Андрея Чечилова, страховой конституции придерживаются и в их компании. «В закон никаких корректировок в связи с кризисом не вносилось. Единственное, страховщик имеет право по отдельным случаям сделать дополнительные запросы в МВД, уточнить некоторые обстоятельства происшествия. Но в любом случае, это не позволяет ему увеличить сроки рассмотрения заявления потерпевшего».
Получается, что закон писан не для всех. Поэтому доверять обещаниям страховых агентов можно далеко не всегда. И, естественно, внимательно изучить договор, прежде чем его подписать.
С. Ткачук