Имамат в общем смысле этого слова имеет значение «предстоятельства», нахождения во главе чего-либо. Имамат, как руководство государственными делами уммы мусульман, известен как имама кубра — «большое» руководство. Оно в гораздо большей степени имеет отношение к вопросам гражданского права, нежели непосредственно к вопросам религии. Что же касается имамата как руководства молитвой, то оно имеет название «имама сугра» — малое руководство. Несмотря на это, оно имеет немалую важность для исполнения второго столпа нашей религии — намаза надлежащим образом.
Известно, что участие в коллективной молитве является одной из подтвержденных сунн нашего Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, граничащей с ваджибом — обязательным поклонением. Поэтому вопросу выбора имама — предстоятеля на молитве — посвящена целая глава исламского богословия, четко регламентировавшего вопросы, гарантирующие исполнение данного столпа религии в наиболее приемлемом виде. Итак, во-первых, имам это гарант действительности молитвы совершающих за ним людей. И действительность эта обусловлена наличием следующих условий, на которые указывают многочисленные труды исламских богословов.
Молитвой здоровых мужчин должен руководить мужчина, мусульманин, находящийся в здравом уме, правильно читающий тот минимум Корана, с которым молитва является действительной, не имеющий недостатков, подобных заиканию, шепелявости и не страдающий такими заболеваниями, как недержание мочи. Однако одного лишь наличия этих условий недостаточно, и в вопросе выбора имама необходимо руководствоваться также и другими соображениями. Об этом автор «Бадаи ас-санаи» пишет: «..Разрешается [хотя и нежелателен] имамат раба, бедуина, слепца, явного грешника (фасик), человека, рожденного вне брака. Это мнение большинства [ученых]. А имам Мялик сказал: “Не разрешается молитва за явным грешником”. Основанием для его высказывания является то, что руководство молитвой относится к вопросам доверия. А явный грешник — предатель [доверия], и поэтому нет ему свидетельства, так как свидетельство относится к доверию. [В нашу пользу] говорит сказанное Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Всевышнего: “Молитесь за всяким праведником и грешником”. И хотя [этот] хадис (а Аллах лучше знает) касается пятничных и праздничных молитв из-за связи их с правителями, большинство которых — явные грешники, он внешне является доказательством в рассматриваемом сейчас вопросе, потому что исходят из общего смысла слов умум аль-ляфз, а не конкретной причины [из-за которой они были произнесены] (хусус ас-сабаб). А еще сподвижники Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, такие как ибн-Умар и другие, и последователи их, следовали за аль-Хаджажем в пятничной и других молитвах, несмотря на то, что он был наиболее грешным из своих современников. А Умар б. Абдель-Азиз даже говорил: “Если бы каждая община привела самого дурного своего представителя, и мы привели бы Абу-Мухаммада, то одолели бы их”. А Абу-Мухаммад — кунья (прозвище по отцу или матери) аль-Хаджажа».
И было передано со слов Абу-Саида, вольноотпущенника Абу-Усайда: «Когда я женился, то позвал [на свадьбу] нескольких сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, среди которых были Абу Зарр [аль-Гыфари], Хузейфа и Абу-Саид аль-Худри. И когда наступило время молитвы, они выдвинули меня вперед, и я совершил во главе их молитву, будучи в то время еще рабом». А в другой версии [хадиса] он сказал: «И встал впереди Абу-Зарр, чтобы возглавить молитву, но ему сказали: “Ты встаешь впереди, находясь в чужом доме?!” И выдвинули меня, и я совершил во главе их молитву». Это известный хадис, который привел Мухаммад в книге о том, кому разрешено [возглавить молитву].
И было передано, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, оставил Ибн Абу-Махтума, когда выступил в поход, а тот был слепцом: потому что действительность молитвы зависти от способности выполнять основные ее элементы, а эти люди способны их выполнять. Однако другие категории лиц предпочтительнее, так как руководство молитвой основывается на достойных качествах [имама]. И поэтому Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, совершал молитву во главе других, а они не возглавляли его молитву. И также каждый из праведных халифов в свое время. Люди не желают молиться за этими людьми, и их руководство молитвой ведет к уменьшению джамаата, а это нежелательно. Среди рабов, бедуинов и рожденных вне брака преобладает невежество. Что касается раба, то причина в том, что он не имеет свободы от служения своему хозяину для обучения знаниям. А аш-Шафи сказал, что если раб равен другому человеку по знаниям и благочестию, то он равен другому. И молитва за другим человеком [в этом случае] не будет для меня предпочтительнее. И привел в доказательство хадис Абу-Саида, вольноотпущенника Абу-Усайда. Однако этот хадис указывает на дозволительность [молитвы за рабом], и речь здесь идет не о предпочтительности. А уменьшение джамаата и умаление его достоинства по сравнению с достоинством свободных людей являются причиной нежелательности [его имамата].
Среди бедуинов также преобладает невежество, Всевышний Аллах сказал: «Бедуины оказываются самыми упорным в неверии и лицемерии. Они больше других не признают ограничений, которые Аллах поспослал Своему Посланнику. Воистину Аллах — Знающий, Мудрый» (сура 9, аят 97).
Также невежество преобладает и среди внебрачных детей, потому что у них нет того, кто воспитал бы их и обучил основам шариата.
Имамат — это величайший вопрос доверия, которым не располагает явный грешник, ведь он не исполняет доверенное надлежащим образом; а слепца направляют к кибле другие, и в вопросе [определения киблы] он становится последователем другого человека, и во время молитвы он может отклониться от нее. Вот что было передано со слов ибн-Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Он отказывался от руководства молитвой после того, как ослеп, и говорил: “Как я могу возглавлять молитву, когда вы меня ровняете [направляя в сторону киблы]?”».
Кроме того слепец не может избежать попадания скверны [на свое тело и одежду], поэтому зрячий [в этом вопросе] предпочтительнее. Однако это в том случае, если [в мечети] нет никого, кто сравнился бы с ним в достоинствах. В противном же случае слепец будет предпочтительнее, и поэтому Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всувышнего, оставил вместо себя Ибн Умм Махтума.
Также нежелателен имамат человека, имеющего заблуждения [в вопросах веры] и привносящего незаконные новшества в религию (еретика). На это указал Абу-Юсуф в «аль-Амали», сказав: «Я считаю нежелательным, чтобы имам был заблудшим человеком и еретиком, потому что люди не желают молиться за ними». Но дозволяется ли (т.е. является ли действительной. — Прим. пер.) молитва за ними? Некоторые из наших шейхов сказали: «Молитва за заблудшим не разрешается», а автор «аль-Мунтака» (избранное) упомянул сообщение со слов Абу-Ханифы, что он не считал допустимым молитву за заблудшим человеком. Верно же следующее мнение: если он имеет заблуждения, делающие его неверным, то молитва за ним не допускается, а если имеет заблуждение, не делающие его неверным, то допускается.
И также женщина в целом пригодна для руководства молитвой, поэтому если она руководит молитвой женщин, то это допустимо, и ей следует встать в середине [ряда], согласно рассказанному со слов Аиши (РАД), что она совершала предвечернюю молитву во главе женщин, встав в середине их [ряда]. Также Умм-Саляма (РАД) совершала молитву во главе женщин и стояла в середине их. И потому — что положение их основано на скрытости [от постороннего взгляда], и это [положение] наиболее скрытно для них.
Однако коллективная молитва для женщин по нашему мнению нежелательна. А по мнению аш-Шафи — желательна, как и коллективная молитва мужчин, и об этом передаются хадисы. Однако [в них идет речь] о [прецедентах,] имевших место на заре ислама, а впоследствии это [установление] было отменено. И выход на коллективную молодым из них не разрешается, так как со слов Умара (РАД) было передано, что он запретил девушкам выходить на молитву. И потому — что выход их [в этом случае] это причина фитны (смуты), а смута запрещена, и то, что приводит к запрещенному также запрещается. Что касается старых женщин, то о них будет рассказано в другом месте”.
Таким образом, если сделать скидку на сегодняшние реалии, то можно говорить о крайней нежелательности, а то и запретности назначения на должность имама человека, который имеет убеждения, противоречащие установлениям шариата (на сегодняшний день получают распространение крайне вредные и провокационные идеи хабашизма, ахмадизма и прочих опасных сект).
Также необходимо избегать назначения людей, известных своей порочностью, ведущих недостойный образ жизни и не соблюдающих основные предписания своей религии, имеющих дурную славу и сомнительное происхождение.
Имам, согласно установлениям шариата, должен иметь качества соответствующие своей должности, о том же, кому следует отдавать предпочтение в руководстве молитвой, говорится в вышеуказанном труде:
“…что касается разъяснения того, кто более достоин имамата и предпочтительнее, то свободный человек предпочтительнее раба; благочестивый человек предпочтительнее грешника; зрячий — слепца; рожденный в законном браке — рожденного в блуде; а не являющийся бедуином из этих людей предпочтительнее бедуина согласно вышеизложенному.
Далее, лучший из них [для руководства молитвой] — тот, что лучше знает сунну, далее — лучший среди них в благочестии; лучше читающий писание Всевышнего Аллаха; старший из них [по возрасту в исламе]. И, несомненно, если эти качества объединятся в одном человеке, то он будет достойнее согласно разъясненному свыше [положению] , что имамат основан на достоинстве и совершенстве. И тот, в котором присутствуют эти качества, наиболее совершенный из людей.
Что касается знаний, благочестия и чтения Корана, то [необходимость наличия этих качеств у имама] очевидно.
Что же касается старшинства по возрасту то [причина предпочтительности его] следующая: кто долго прожил в исламе, тот больше подчиняется [повелениям Всевышнего] и больше следует исламу.
В случае же, если эти качества распределены в разных людях, то человек, лучше знающий сунну, предпочтительнее, если он хорошо (т.е. правильно — прим. пер.) читает [тот минимум Корана], с которым допускается молитва. А [автор] в книге молитвы отдал предпочтение человеку, лучше читающему Коран, сказав: И молитвой руководит человек, лучше читающий Коран, [далее] — лучше знающий сунну, [далее] лучший из них в благочестии; [далее] — старший из них. И доказательство этому — слова Абу-Масуда аль-Ансари, ссылавшегося на Пророка (САВ): Пусть руководит молитвой людей тот, кто лучше читает Коран, если же они равны [в этом], то тот, что лучше знает сунну, если они равны в этом, то тот, что раньше совершил хиджру, если они равны в этом, то старший по возрасту, если они равны (и в этом), то лучший из них нравом, если равны (и в этом), то тот, что красивее лицом (благовиднее).
Далее, среди шейхов (мазхаба) есть которые использовали хадис согласно внешнему его смыслу, и отдали предпочтение [в руководстве молитвы] человеку, лучше читающему Коран, потому — что Пророк (САВ) начал [в хадисе] с него. Но наиболее верно [следующее мнение]: если человек, лучше знающий сунну, хорошо знает, как читать минимально допустимый объем [из Корана] в молитве, то он предпочтительнее. О предпочтительности этого также говорится и в преданиях Абу-Ханифы, в которых указывается на то, что после минимально допустимого объема чтения существует потребность в знаниях, чтобы была возможность исправить то, что может случиться в молитве. Также при чтении существует потребность в знании об ошибках, нарушающих молитву. Поэтому имеющий больше знаний — предпочтительнее. И было сказано: Поистине, если больше всех знающий человек был из тех, кто сторонится явных грехов (фавахиш), а лучше читающий Коран — благочестивее, то тот, что больше знает — предпочтительнее. Однако Пророк (САВ) в своем изречении отдал предпочтение человеку, лучше читающему [Коран], потому — что в то время лучше чтец был и больше всех знающим, поскольку Коран во времена Пророка (САВ) воспринимался со всеми его смыслами и установлениями. Что же касается нашего времени, то человек может быть искусным в чтении и при этом не иметь никаких знаний. Поэтому человек, имеющий больше знаний, предпочтительнее. Если же они будут равны [в этом], то [тогда] предпочтительнее тот, что обладает большим благочестием из них, потому — что потребность при совершении молитвы после знаний и допустимого минимума чтения в благочестии сильнее. Пророк (САВ) сказал: Кто совершил молитву позади богобоязненного ученого человека, то словно совершил молитву за пророком.
И Пророк (САВ) отдал предпочтение мусульманину, раньше совершившему хиджру, потому — что хиджра в то время было обязательной. Но в последствии была отменена словами посланника Аллаха (САВ): Нет хиджры после победы (аль-фатх).
А благочестивому отдается предпочтение, чтобы посредством его молитва была в стороне от греха. Если же они будут равны и в этом, то тогда [предпочтение отдается] лучшему чтецу Корана, согласно словам Пророка (САВ): Знатоки Корана приближенные Аллаха и Его избранники.
Если же они читают одинаково, тогда [предпочтение отдается] старшему из них по возрасту. Пророк (САВ) сказал: [Почитайте] старших! Если возраст их будет одинаков, то [предпочтительнее тот], что красивее лицом, потому — что желание людей молиться за ним больше <….>.И нежелательно человеку молиться впереди другого в его доме, согласно переданному нами хадису Абу-Саида, вольноотпущенника Абу- Усайда, а также согласно словам Пророка (САВ): Пусть никто не главенствует во владении другого и не садится на место брата [т.е. единоверца] своего, ведь тот лучше знает открытые [для постороннего взгляда] места своего дома (в другой версии — в своем доме). Это нежелательно также и потому, что [гость], встав впереди хозяина дома, покажет свое пренебрежение им среди семьи его и близких. А это не соответствует похвальным качествам. Если же [хозяин] позволит ему, тогда не страшно. Потому — что нежелательность была из-за его права [на руководство молитвой]. Однако Мухаммад рассказал в сообщениях, не являющихся основными [в ханафитском мазхабе], что если гость был обладающим властью, то ему разрешается возглавлять [молитву] без разрешения [хозяина], потому — что разрешение для подобных гостей [на руководство молитвой] установлено посредством доказательства, а оно подобно разрешению посредством канонического текста. Что же касается того, если гость был правителем (султаном), то право на руководство молитвой принадлежит ему, где бы он ни был. И никому не следует вставать перед ним [в молитве], кроме как с его разрешения. Аллах же лучше знает.
Из книги Абдальхамида Тахмаза.
Перевод Руфата АХМЕТЖАНОВА