А нужно ли вообще их писать? Рунет – часть всемирной «паутины», единственный в мире сектор Интернета, где широко представленные разнообразные рефераты в огромных количествах. Причина подобного изобилия в российской системе образования, где написание рефератов превратилось в особую форму самостоятельной деятельности, развивающей не столько навыки исследовательской работы, сколько являющейся средством формализацией обучения. Учащиеся, озадаченные написанием реферата, понимают, что главное в нем не содержание, а сдача и приёмка. Поэтому существует огромный спрос на готовые рефераты, опубликованные в Интернете.
Изначально рефераты предназначены для привития учащимся приёмов исследовательской работы. Правильно написанный реферат – это основа для другой, более важной и значимой работы. Реферат – это обзор публикаций, доступных по заданной теме. Обзор, который не требует ни фантазии, ни оригинальности мышления, ни высказывания новых идей. Приводить собственные высказывания и утверждения в рефератах не обязательно, а иногда вообще неуместно. Поэтому писать их несложно, а для собственного развития к тому же полезно.
Какие существуют виды рефератов? Охарактеризуем четыре основных типа: учебные, контрольные, служебные и творческие.
Учебные рефераты задаются учащимся и студентам в качестве самостоятельных работ. Их главное предназначение – научить человека навыкам подготовки рефератов, чтобы в будущем он смог написать что-либо более стоящее.
Контрольные рефераты используют для проверки готовности человека к исполнению той или иной работы. Подобные рефераты в обязательном порядке сдаются при поступлении в аспирантуру и некоторые другие (особенно зарубежные) учебные заведения.
Служебные рефераты готовят в качестве служебных заданий. С их помощью руководство различных организаций может проверить способности своих работников выполнять те или иные задания с необходимым качеством и в срок.
Творческие рефераты готовятся для себя и не имеют конкретной цели.
При подготовке реферата собираются исходные материалы на заданную тему (книги, статьи, заметки, иллюстрации), а потом выдержки из них группируются в том порядке, который удобен автору.
Написание реферата подразделяется на следующие этапы:
1. Сбор материалов для реферата.
2. Обработка исходных материалов.
3. Создание реферата.
В наше время основной материал для реферата собирается при помощи Интернета. Собранный материал для удобства работы группируется на Рабочем столе компьютера в специальных папках.
На втором этапе собранный материал анализируется, убирается всё лишнее. Нужное копируется и помещается в один документ в формате Word. В итоге получается огромный мега-реферат, который рефератом в истинном значении этого слова не является. Проводим компоновку материалов в нашем документе. Определяем порядок следования содержательных разделов, то есть структурируем.
На третьем этапе после окончания правки структуры исходных материалов переключаемся в режим просмотра документа. В этом режиме мы видим огромное количество страниц и главный недостаток нашего реферата в том, что он не является самостоятельной работой. Подчищаем нашу работу. Убираем то, что повторяется по нескольку раз.
Далее самостоятельно переписываем те места, где происходит переход от одной темы к другой. Многое из ранее собранного должно замениться собственными высказываниями и суждениями. В дальнейшем нам нужно написать введение и заключение.
Введение пишется в последнюю очередь, хотя стоит в самом начале реферата. У введения может быть самостоятельная тема, например актуальность работы. То есть мы должны определить значение того, о чём написано в реферате. В служебных рефератах введение должно быть таким, чтобы оно экономило время заказчика, необходимое для чтения реферата. Заказчик должен читать только введение и заключение. Если у него возникнут какие-либо вопросы, тогда он может обратиться к основному тексту.
Заключение можно оформлять в виде выводов. В выводах не должно быть ничего сверх того, что есть в основном тексте. Поэтому их можно готовить на основе готового текста. Важно только сделать выводы краткими и чёткими. В контрольных рефератах кроме выводов в заключении можно указать перспективные смежные темы для исследования: например, проблемы, которые всплыли в ходе вашей работы, но не были вами раскрыты.
В самом конце работы над рефератом составляем список литературы. Источники информации, найденной в Интернете, указываются следующим образом. Сначала заголовок, затем гиперссылка с указанием всех знаков, точек, чёрточек, палочек. В самом конце в угловых скобках указывается дата получения данного ресурса.
Если вам удалось найти Web-страницу с указанным списком литературы по тематике вашего реферата, его тоже желательно указать. Этот раздел реферата можно назвать «Список использованной литературы» или «Список рекомендованной литературы».
Вот теперь ваш реферат вполне готов и его можно с чувством полного удовлетворения и законной гордости представить на суд вашего преподавателя.
Автор: Михаил Конышев