Наступает новый учебный год. Хорошо, если ребёнок ждёт начала учебных занятий. Да, и такое бывает. У меня старшая дочка до шестого класса с нетерпением ждала начала занятий. А что делать, если Ваш ребёнок не хочет идти в школу? И не просто не хочет, а уже готов демонстрировать родителям по утрам симптомы всех известных ему болезней, только бы не идти в школу. Какие есть варианты у родителей?
В этой статье хочу поделиться полезной информацией. И дать несколько советов, как мама двух дочек, да ещё и с психологическим образованием. Советы основаны на личном опыте.
Сначала рекомендации для профилактики возможных проблем.
Первая рекомендация.
Разрешайте ребёнку не ходить в школу, если он грустный, заболевает, выражает явное нежелание. Никакого давления: «Как же ты пропустишь уроки?! Ты отстанешь от одноклассников! Как же ты догонишь?». Мои дочки изначально знали, что возможность пропустить занятия есть. Конечно, спокойно поговорить с ребёнком и выяснить причину нежелания — обязательно. Ведь это может быть непонимание материала, просто ссора с другом, а может и затянувшийся конфликт с учительницей. Постарайтесь разобраться с причиной отказа от посещения школы. В труднопонятных случаях обратитесь к психологу.
Если ребёнок будет уверен, что вы представляете его интересы, то тогда у него не будет необходимости вызывать болезни или их симптомы для оправданного пропуска уроков.
Вторая рекомендация.
В некоторых школах уже ввели каникулы каждую пятую неделю. Возьмите себе на заметку. Пропущенные три-пять дней двоечником Вашего сына или дочку не сделают. Не преувеличивайте. Примите такое решение и объясните его ребёнку. Лучше, если ребёнок будет заранее знать о таких разрешенных каникулах. Его организм будет рассчитывать свои силы. Особенно это важно во второй и третьей четверти, когда световой день короткий. И когда усталость накапливается быстрее, чем в другое время года.
Третья рекомендация.
Можно взять в детской поликлинике справку о щадящем режиме. Такая справка даёт право официально пропускать один учебный день в неделю. Справка может содержать любой диагноз. Тут можно просто договориться с врачом. Например, я своей младшей дочке брала такую справку с конца второго класса с диагнозом «нарушение осанки».
Отдаете учителю, объясняете смысл этой справки, выбираете день, когда ребёнка не будет в школе. Слова говорите правильные: «В этот день ребёнок занимается дома, посещает врача, делает какие-то специальные процедуры (гимнастика, массаж и т.д.)». И ребёнок будет знать, что в этот день он не просто «ничегонеделает», а учится дома, учится учиться.
Это были советы по профилактике различных болезней ребёнка, в основе которых может лежать стресс от посещения школы.
Теперь предположим, что ваш ребенок категорически отказывается идти в школу. Что делать в этом случае?
Вы можете перевести его на семейное обучение. То есть учить ребёнка дома самостоятельно. Как это организовать? Вы пишете в своей школе заявление на имя директора. Причин отказать вам – нет. А есть документы, регламентирующие все моменты семейного обучения.
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 1994 года №225. «В целях реализации Закона Российской Федерации «Об образовании», предусматривающего необходимость расширения прав и возможностей граждан на получение общего образования и предоставляющего возможность обучающимся достичь необходимого образовательного уровня в избранной ими форме обучения, приказываю:
1.Утвердить:
1.2.Примерное положение о получении образования в семье (приложение 2).»
Моя вторая дочка на семейном обучении была в четвертом классе. Весь учебный год. Она захотела сама учиться дома, так как видела домашнее обучение старшей сестры.
Я читала, что все родители, которые хотят перевести своих детей на семейную форму обучения, сталкиваются с огромным сопротивлением со стороны школьных структур. Аргумент один – «Вы не профессионалы, вам не обойтись без учителей». Но это сопротивление — не обязательно. В нашем случае директор совершенно спокойно отнеслась к нашему решению, а вот учительница не могла понять — «почему?» — мы так сделали. И некоторые вопросы наших взаимоотношений мы выясняли до нового года.
Как проходило обучение чисто организационно? Мы по всем предметам занимались дома самостоятельно. С учительницей договорились, что будем приходить на контрольные работы, диктанты. «Чтение», «Риторику» отвечала на уроках. Предметы «Музыка», «Окружающий мир» дочка сдавала рефератами. Ей очень нравилось подбирать материал для них. Пользовалась Интернетом, энциклопедиями. Ходили с ней в музеи по определенным темам. Потом она с интересом рассказывала обо всем на уроках своим одноклассникам.
Я общалась с одной мамой мальчика (4 класс), находящегося на семейном обучении, и вот как у них было всё организовано. Она написала заявление, всё оформила официально, и ей ещё государство выплачивало деньги. В разделе 4. Приложения 2. «Финансовое обеспечение семейного образования» говорится о том, что «родителям, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребёнка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребёнка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждении, определяемых федеральными нормативами».
И, как аттестации, сдавали они контрольные только по предметам «Математика», «Русский язык» «Чтение». Остальное изучали самостоятельно, без промежуточных и итоговых аттестаций.
А что делать, если вы поняли, что ребёнка на время из школы нужно забрать, но боитесь возможных осложнений с директором, учителями? Об этом во второй части статьи.