Сотрудники – один из ключевых ресурсов в бизнесе. Начинающие предприниматели часто делают первые шаги на этом поприще без привлечения рабочей силы, самостоятельно. Но с развитием дела возникает потребность в найме новых работников. И здесь у индивидуального предпринимателя может возникнуть вопрос, как законно и без штрафных последствий оформить человека на работу. В законодательстве предусмотрены варианты решения вопроса. В статье расскажем, как нанять первого сотрудника.
Трудоустройство сотрудников
Согласно нормам закона, сегодня работодателем могут считать физические и юридические лица. Индивидуальный предприниматель – физическое лицо, наделённое правом осуществлять предпринимательскую деятельность. Кстати, до 2006 года ИП не могли оформлять сотрудников на работу. Сейчас эта категория работодателей имеет законное право заносить запись в трудовую книжку своим работникам, тем самым подтверждая их официальную занятость. Принимая человека на работу, ИП несёт почти такую же ответственность, как и большая организация. Одна из важных обязанностей – официальное трудоустройство.
Алгоритм найма человека в штат
- Заключение трудового договора с определением графика работы, размера заработной платы, периодичность её выплаты, другие условия труда сотрудника. Документ оформляется в двух экземплярах – работнику и работодателю. Он может быть типовым, при необходимости условия меняются.
Для оформления кандидат должен предоставить:
- Паспорт;
- СНИЛС;
- ИНН;
- При наличии трудовую книжку. Если этого документа нет, потребуется выписка СТД-Р или СТД-ПФР. Она нужна для подтверждения сведений о трудовой деятельности работника;
- Военный билет (для мужчин).
В зависимости от сферы ведения деятельности ИП могут потребоваться:
- диплом о высшем образовании;
- медицинская книжка;
- справка об отсутствии судимости.
- Составление штатного расписания. В документе определено количество наёмных сотрудников у индивидуального предпринимателя, наименование должностей, размер зарплаты (включая оклад, надбавки).
- Издание приказа. Документ подтверждает факт трудоустройства, согласие работника на предложенные в трудовом договоре условия. Но с ноября 2021 года издание приказа – право, но не обязанность работодателя.
- Оформление записи в трудовой книжке. Её вносят при наличии у сотрудника этого документа и отсутствия заявления об отказе от бумажной трудовой книжки. При найме человека, у который впервые начинает работать, все сведения оформляются в электронном виде.
- Направление информации в Социальный фонд России (СФР). Сделать это нужно не позднее следующего за оформлением сотрудника дня. Сведения подаются через подраздел «Сведения о трудовой (иной) деятельности» отчёта ЕФС-1.
- Заполнение личной карточки работника по форме Т-2. Её ведение – право предпринимателя, это необязательный документ. Он содержит всю информацию о сотруднике.
- Начисление первой зарплаты. Закон обязывает российских работодателей устанавливать заработную плату не ниже действующего федерального МРОТ за полный месяц. Сегодня он составляет – 16 242 руб. При наличии регионального МРОТ сотрудник должен получать зарплату не меньше этой суммы. Хороший вариант – установить размер заработной платы чуть выше МРОТ.
- Ведение и сдача отчётности. ИП обязан предоставлять:
- Один раз в год данные о страховом стаже;
- Один раз в квартал – расчёт 6-НДФЛ; расчёт по страховым взносам; сведения о страховых взносах от несчастных случаев и профзаболеваний;
- Один раз в месяц – персонифицированные сведения о физлицах, о трудовой деятельности.
Вопросы оформления документации, начисления зарплаты, ведения отчётности легко решать с помощью сервиса «Кадры» allo.tochka.com от банка для предпринимателей «Точка». Организация сотрудничает только с ИП и юрлицами, готова помочь решить любой профессиональный вопрос.