Для современного рынка свойственно доминирование информационных технологий и появление новых факторов создания добавленной стоимости: специальные знания, интеллектуальная работа и коммуникации. Данные реалии требуют поиска и создания адекватной концепции управления бизнесом, основанной на информационных технологиях.
Информационные системы в менеджменте
Управление организацией осуществляется путем выдачи управленческих сигналов, основанных на анализе состояния внешней среды, рынка, команд высших органов управления и получаемой обратной связи. Для большинства систем управления характерна многоуровневая структура, причем на каждом из уровней используется определенная информационная инфраструктура.
Информационная инфраструктура менеджмента организации представлена автоматизированными информационными системами – комплексом методов, средств, оборудования, программного обеспечения, информационной ресурсной базы и персонала, который применяется для хранения, анализа и представления информации для достижения целей компании. Информационные системы позволяют:
- оперативно собирать, анализировать и представлять информацию и принимать на ее основании обоснованные управленческие решения;
- обеспечивать своевременность принятия управленческих решений;
- согласовывать принимаемые решения на всех управленческих уровнях и в различных структурных подразделениях;
- повышать эффективность управления благодаря наличию единого источника информации;
- улучшать экономические показатели организации благодаря использованию полной и хорошо структурированной информации.
Информационные системы — удобный инструмент поддержки принятия решений, облегчающий систематизацию управленческих задач. При выборе автоматизированных информационных систем необходимо учитывать цели и специфику деятельности компании, а также информацию, используемую для принятия управленческих решений.
Внедрение информационных технологий
Трансформация системы управления организацией должна осуществляться в соответствии с процессным жизненным циклом. Фазы внедрения информационного менеджмента могут быть достаточно гибкими, однако в общем виде можно выделить следующие этапы:
Подготовительный. На этом этапе проводятся аудит и оценка информационной инфраструктуры в соответствии с видом организации.
- Аналитический. Заключается в анализе существующих цифровых решений, технологий и платформ, соответствующих нуждам компании, изучении опыта цифровой трансформации конкурентов. На данном этапе выбираются конкретные продукты и поставщики услуг.
- Расчетный. Предполагает оценку экономической эффективности внедрения информационных решений по финансово-экономическим, качественным и вероятностным методикам.
- Стратегический. Заключается в выборе стратегии внедрения технологий информационного менеджмента, планировании изменений, разработке дорожной карты и формировании рабочей группы.
- Оперативный. Включает ресурсное планирование, формирование системы экономической эффективности и мониторинга информационной деятельности.
- Создающий. На данном этапе реализуются запланированные практики и мероприятия в соответствии со стратегией и планом. Также этап включает управление рисками.
- Оценочно-контрольный. На этом этапе анализируется уровень внедрения цифровых инструментов и определяется экономический эффект по основным качественным и количественным показателям.
Точные этапы внедрения информационного менеджмента и выбор конкретных информационных технологий зависят от целей и специфики деятельности компании. Научиться выстраивать уникальный алгоритм цифровой трансформации системы управления, подходящий для организации, менеджеру поможет обучение.
Анна С. (МЛ)