Эволюция музыки во-многом обязана развитию искусства создания музыкальных инструментов, которые позволяли извлекать звук большего диапазона. Мастера, создававшие инструменты, выполняли запросы музыкантов, что приводило к совершенствованию музыки. Расскажем, как за время использования музыкантами изменился барочный смычок и в чем его отличие от современного инструмента.
История появления смычка для скрипки
Привычный для нынешних музыкантов смычок появился относительно недавно. Это случилось во второй половине восемнадцатого века. Его создал известный в то время Франсуа Турта, работавший во Франции. Именно поэтому все смычки, используемые в наше время называются туртовскими.
Как возник первый смычок для игры на скрипке
В самом начале развития человечества кому-то из людей пришла в голову мысль взять конский волос, согнуть палку и объединить эти два предмета, а затем провести этим предметом по сильно натянутому и сплетенному конскому волосу. Это действие родило звук, который мотивировал древних музыкантов на развитие и создание скрипки.
Создание барочного смычка
Семнадцатый и восемнадцатый века сыграли большую роль в развитии музыки. Стала развиваться музыка для светского общества и появляться большое количество различных разновидностей.
Развитие музыки подтолкнуло к развитию инструментов, которые ее воспроизводили. Семейство виол ушло на второй план, а более популярными стали барочные инструменты. Это виолончели и скрипки.
Отличия между барочным и туртовским смычками
Барочный смычок легко отличить от привычных для нашего времени инструментов, так как он прямой или немного выгнут наружу. Кроме того, для его изготовления использовался другой материал. Туртовские смычки делают из фернамбука, также называемого бразильским деревом, а палочка для барочного смычка создается из змеиного дерева с высокой плотность крепостью и большим весом.
Также у этих двух видов музыкальных инструментов отличаются кончики смычков:
- носик туртовского смычка короткий и толстый;
- носик барочного смысла вытянутый и тонкий.
Изменение формы смычков в период барокко
В целом скрипки меньше меняли свою форму в период барокко, чем смычки. До начала семнадцатого века они были универсальными. Их использовали для извлечения звука из инструментов семейства виол и скрипок. Эти смычки были намного легче и короче. А в период жизни и работы Корелли и Вивальди стали обретать популярность удлиненные смычки, которые извлекали длинные и певучие ноты.
Появление изогнутой внутрь трости смычка обязано тому, что музыкантам нужно было извлекать плавный и долгий легато.
В период барокко случилась еще одна революция в строении смычков. Создатели начали вставлять винт в колодку, который предназначался для регулирования степени натяжения конского волоса. До этого новшества колодка смычка являлась единым механизмом с тростью, а представляла из себя отдельную часть, которая крепилась к трости петлей из проволоки. А петля цеплялась за кремальер, который крепился в хвосте смычка. Этот механизм позволял натягивать волос для извлечения нужного звука. Со временем его заменили на винтовой, который описывается в истории только в 1747 году.
Что заставило историков изучать историю развития смычка
К истории развития инструментов в период барокко обратились, когда исследователи стали испытывать интерес к этой музыке. Исследователям стало интересно, какой звук извлекался из инструментов, какая использовалась техника, и какими смычками пользовались в тот период.
Историки подняли архивы и смогли разобраться в истории создания музыкальных инструментов того времени, поэтому наши современники могут наслаждаться музыкой периода барокко на различных фестивалях. К тому же, изучение музыки тех периодов приводит к появлению современных шедевров, ведь «все новое – это хорошо забытое старое».
Смычок, как бы связывает двух мастеров – его создателя и музыканта. К тому же, он позволяет извлекать из скрипки всю возможную звуковую палитру. Именно его развитию обязано развитие музыки, играемой на скрипке. Без запроса музыкантов на создание инструмента, выдающего более совершенную музыку, не произошло бы развитие смычков, позволяющих извлекать чистый звук.
Источник информации и фото: www.glinki.ru
Алекс Ш. (ГЛ)