Для преданных христиан переносная святыня обеспечивала непосредственный, и «интимный» способ прикоснуться к высшей силе в монастырском пространстве или в уединении своего дома. Переносные святыни представляли собой небольшие ритуальные предметы, которые можно было легко транспортировать. Популярные в средневековой христианской Европе, эти священные артефакты были осязаемыми сокровищами.
Что такое переносная святыня?
В средневековом христианском искусстве переносная святыня была священным предметом, функционировавшим как часть христианской религиозной практики вне церкви. Переносные святыни служили для христиан «воротами для общения с Божественным» или поклонения определенному святому, Христу или Деве Марии.
Обычно они были небольшого размера, поэтому их можно было легко транспортировать. Подобного рода святыням можно было прикасаться — особая привилегия для верующих, которая, как бы, приближала их к святому царству. В закрытом состоянии переносная святыня напоминала обычную коробку или, в некоторых случаях, статуэтку или фигурку. Когда их открывали, перед глазами разворачивался целый мир.
Из чего делались святыни
Переносные святыни часто изготавливались из дерева, а затем золотились медью, серебром или даже золотой эмалью. Слоновая кость также была популярным материалом в средневековой Европе, особенно в религиозном искусстве. Переносные святыни, алтари, скинии и статуи вырезались из этого «небесного» материала. Резные рельефы из слоновой кости оживили христианскую религиозную иконографию и создали визуальное повествование для прихожан.
Переносные святыни также были щедро украшены драгоценными и полудрагоценными камнями вокруг каркаса. В средневековые времена многие люди верили, что определенные драгоценные камни обладают целительной силой или защищают от зла. Эта вера придавала еще более глубокий смысл святыням.
Какими были конструкции переносных святынь
Большинство переносных святынь состояли из двух или более панелей. Святыни раскрывались, чтобы показать две части (диптих), три части (триптих) или более трех частей (полиптих). На центральной панели была изображена главная достопримечательность каждой святыни: почитаемый святой, Иисус, Дева Мария (одна или с ребенком) или, в некоторых случаях, важная сцена из Библии. Две внешние панели или «крылья» часто предназначались для ангелов, апостолов или учеников.
В сложенном виде эти святыни приобретали другую форму. Некоторые из них превратились в статуи, книги или шкатулки.
Другие типы переносных святынь
В средневековой Европе было создано много различных типов переносных святынь, которые обогатили христианское искусство. Другие типы святынь также служили в качестве реликвариев, контейнеров для священных реликвий христианских святых.
Святыни Мадонны
Святыни Мадонны являются статуэтками, которые представляли Деву Марию. Эти святыни впервые появились в различных средневековых женских монастырях примерно в 1200 году.
Эти святыни были религиозными предметами, помещенными на алтари в монастырях или выставленными в частных домах богатых христиан. Святыни Мадонны часто хранились в отдаленных или тайных местах, что помогало защитить их от кражи или уничтожения.
Святыни Мадонны различались по размеру; те, что предназначались для личного пользования, обычно были небольшими, в то время как те, что находились в религиозной общине, варьировались от размеров в натуральную величину до монументальных размеров.
Книжные святыни
Книжные святыни, на самом деле не были книгами, просто были сделаны как книги. Эти святыни были найдены в основном в средневековой Ирландии. Это были искусно украшенные ящики, в которых хранились священные христианские реликвии или священные рукописи. Книжные святыни часто делались из дерева, но сильно украшались драгоценными металлическими изделиями.
Большинство книжных святынь были небольшого размера, и их можно было носить на шее, как талисман, чтобы отгонять зло и защищать владельца.